До президентских выборов в Таджикистане осталось немногим более десяти месяцев. Предвыборная кампания еще не началась, однако взоры политологов уже направлены в сторону Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) — второй по численности и степени влияния политической силы в стране. Пойдут ли исламисты на выборы и каковы их шансы?

Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири заявил, что исламская партия на этот раз намерена участвовать в президентской гонке. Правда, имя кандидата он пока не называет. «Это в компетенции съезда. Пока никто не уполномочен заявить, будет ли у нас отдельный кандидат, или партия поддержит одного из претендентов на высший государственный пост», — пояснил политик.

По его словам, сейчас ПИВТ работает над новой программой и занимается изучением опыта политических движений в других странах. «Выборы — серьезный вызов. Здесь требуются не только финансовые и людские ресурсы, но и технологии. Со старыми методами предвыборной борьбы рассчитывать на успех не приходится», — говорит лидер таджикских исламистов.

ПИВТ — единственная зарегистрированная исламская партия в Центральной Азии. Возникнув в подполье еще в 1973 году, она легализована после распада СССР. В период гражданской войны (1992-1997) ПИВТ входила в состав объединенной таджикской оппозиции, а после подписания мира получила легальный статус. В ходе парламентских выборов в Таджикистане в 2010 году партия набрала около 9 процентов голосов.

По мнению главы Ассоциации независимых политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимова, президентские выборы поставят перед исламистами сложные задачи. Партии предстоит решить, отказаться ли ей от наследия основателя Саида Абдулло Нури. При нем — в 1999 и 2006 годах — ПИВТ не выдвигала на президентские выборы кандидата, не желая идти на противостояние с властями.

Эксперт не исключает, что на этот раз ПИВТ хоть и примет участие в выборах, однако выставит не самого Мухиддина Кабири, а кого-то из его заместителей. Одной из целей ПИВТ может стать мобилизация сторонников. «Электорат партии хотя и небольшой, но очень устойчивый. Расшатать устои нынешнего государственного строя он не может, но потрепать нервы бюрократическому аппарату вполне в силах», — считает Мамадазимов.

Немецкий востоковед Арне Зайферт считает участие исламской партии в политической жизни Таджикистана положительным фактором. «Светским властям не надо бояться ислама, надо сотрудничать, — говорит эксперт. — Если в стране не будет демократической исламской альтернативы радикальным силам, то баланс сил может сместиться в нежелательном направлении».

По мнению политолога Абдугани Мамадазимова, в своей предвыборной кампании ПИВТ сосредоточится на социально-экономических проблемах. В этом перечне — безработица, коррупция, состояние общественной морали. Не исключено, что власти вынуждены будут отреагировать на эту критику конкретными мерами. «Возможно, таджикистанцев ожидает повышение зарплат, пенсий, — прогнозирует Мамадазимов. — Нельзя исключать и избавления от министров-неудачников».

Возможно, что в предвыборную гонку вмешается и еще один — независимый кандидат от исламских сил. Предстоящие президентские выборы — хорошая возможность «громко хлопнуть дверью» для одного из влиятельных духовных лидеров страны — Ходжи Акбару Тураджонзода. Этот политик сегодня не состоит в ПИВТ. «Борьба в рамках треугольника «правительство — ПИВТ — семейство Тураджонзода» может стать главной интригой выборов», — резюмирует политолог Абдугани Мамадазимов.

Источник: DW