В деле украинца Павла Лапшина, которого приговорили к пожизненному заключению в Британии, было собрано немало доказательств.
Прежде всего, это данные с мобильного телефона парня и его компьютера. Там следователи нашли спланированные маршруты с места проживания к местам, где раздавались взрывы, а также историю поиска спутниковых фотографий местности — фотографии мечетей и прилегающих к ним зданий в городках Волсол, Вулверхэмптон и Типсон.
Как признался сам Лапшин, первый взрыв был ритуальным — он произошел в день летнего солнцестояния. Взрыв был небольшой силы, и не мог нанести сильный вред. Следующие два — в Вулверхэмптоне и Типсоне — были намного мощнее. Примечательно, что составляющие для взрывчатки Лапшин покупал в Британии, смешивал их в обыкновенной бытовой кофемолке. Начиненные гвоздями взрывные устройства он активировал с помощью мобильных телефонов, а последнее — с собственного ноутбука.
По данным полиции, подтвержденным самим украинцем на допросах, он не всегда хорошо знал местность, пользовался вечерними автобусами и несколько раз Лапшина даже приглашали в мечети, которые он планировал взорвать — настолько он выглядел растерянным. На территории компании «Делкам», в которой Лапшин проходил стажировку, у него после обыска нашли элементы, необходимые для создания взрывных устройств. Собственно, сотрудники компании и узнали Лапшина в фотографии, сделанной с видео камер наблюдения — на тот момент полиция разыскивала мужчину по подозрению в убийстве.
Напомним, талантливый украинец выиграл престижный конкурс и поехал в Великобританию на учебу. Однако превратился в террориста и убийцу. Кроме трех терактов, следствие подтвердило связь Лапшина с убийством летнего мусульманина, которое он совершил уже через четыре дня после того, как прилетел в Великобританию. Так, 29 апреля украинец взял большой нож, доехал от офиса до мечети Грин Лэйн в районе Смол Хис — расстояние между ними около 2,5 миль — и убил мусульманина. Убийство произошло вечером, неподалеку от школы. По словам Лапшина, он хотел перерезать пожилому мужчине горло. Погибший Мохамед Салех умер в больнице Бирмингема от потери крови. Ему было 82 года, из них 50 он прожил в браке, у него было 7 детей и более 10 внуков. Характеризовали старика как спокойного и очень набожного человека.
Бирмингемский район Смол Хис, где происходили эти события, до сих пор напуган. Здесь отказываются говорить с журналистами и убеждены, что у Лапшина были сообщники, руководители и помощники. И они, по мнению местных мусульман, могут продолжить его дело. «Мы не можем вам сказать на камеру ни слова. Во-первых, потому что нам страшно — вдруг завтра появятся расисты и убьют меня, потому что узнают. Просто поймите: у меня дети, я не могу так легкомысленно рисковать», — пояснил местный житель.
Тем не менее полиция считает, что парень действовал сам. А задержанный ранее вместе с Лапшиным другой украинец Денис Негреба — вообще абсолютно непричастен к делу. Причины своих действий Лапшин объяснил полиции так: расовая нетерпимость и желание развязать священную войну против мусульман на территории Британии, а также заставить их уйти с насиженных мест. К слову, именно в том регионе, где он проходил стажировку, мусульман проживает больше всего.
За подобные преступления, как убийство на религиозной почве, по британским законам грозит от 20 лет до пожизненного заключения. Еще по 12 лет — за каждый из взрывов, а также планирование следующих. Возникнет ли желание у Украины просить экстрадиции Павла Лапшина — это вопрос часто звучал в кулуарах уголовного суда Олд Бейли в Лондоне. Ведь на содержание каждого заключенного в королевстве тратят $ 65 тыс. в год. Таким образом, британские налогоплательщики потратят на Лапшина, в случае, если он будет отбывать по крайней мере 40 лет заключения, $ 2 млн 600 тыс. Апелляция по делу не предусмотрена.
ТСН