Демонстрация под лозунгами «Петербург – русский город!», «Мы несем свободу и порядок!», «Свободу узникам Манежки!», «Нация, родина, социализм!», «Кремль предал русских!» неожиданно оказалась поддержана простыми горожанами.

Акцию затеяла общественная организация «Национальная (народная) социалистическая инициатива» (НСИ), при этом к ней примкнули несколько более мелких движений – ЭПО «Русские», «Славянская сила», «Русское имперское движение» и другие. Кроме того, шествие поддержало движение «Другая Россия», ранее не принимавшее участие в националистических акциях.

Впрочем, как сообщил член исполкома петербургских «другороссов» Андрей Песоцкий, эта «Другая Россия» совсем не та, что была раньше. Она не имеет никакого отношения к демократам и либералам. «После распада коалиции Немцова, Лимонова и Каспарова наш вождь Эдуард Лимонов решил взять бренд «Другая Россия» себе, поэтому теперь ее представляем мы, национал-большевики», — объяснил коллизию Песоцкий.

В заявке, согласованной с властями, организаторы ограничили предполагаемую численность в две тысячи участников, однако в действительности пришли всего 100-120 человек. При этом сотрудников полиции было не меньше, чем участников акции.

С самого утра по всему маршруту демонстрации автоинспекторы зачищали дороги, эвакуируя даже законно припаркованные машины. Это вызвало возмущение местных жителей, с изумлением разглядывавших на стоянках вместо своих машин «Уралы» с ОМОНом и микроавтобусы различных полицейских служб.

«Моя машина была припаркована по всем правилам в зоне знака «Место для парковки». Я вышел из дома, собирался ехать в магазин. На каком основании мою машину увезли?» — возмущенно рассказал «Росбалту» один из местных жителей. При этом автоинспекторы от комментариев отказались, сославшись на запрет общаться с представителями СМИ.

Пока националисты формировали колонну, я попытался получить комментарии участников акции и прохожих, которых в этом месте проспекта Стачек всегда очень много – люди идут от метро «Автово» на Юго-Запад пешком под виадуком, потому что так быстрее.

«Сегодня мы выходим в третью годовщину восстания русских на Манежной площади в Москве. Мы хотим вновь обратить внимание общества на ситуацию в межнациональной сфере. Сегодня русских убивают практически каждый день, этнический террор против русских происходит непрерывно. Мы считаем, что иммиграционная политика властей приведет к всеобщей войне, к всеобщему восстанию. Что касается цели этого марша, то она проста – напомнить СМИ, что именно происходит в стране», — рассказал организатор акции и лидер НСИ Дмитрий Бобров.

Остальные участники акции давать комментарии категорически отказались, сославшись на необходимость соблюдения субординации, а также на недоверие к представителям прессы. Зато случайные прохожие комментировали ситуацию охотно. Неожиданно оказалось, что содержание акции многим близко, хотя не всем понравилась форма.

«Флаги у этих демонстрантов очень странные, доверия не внушают совершенно и очень похожи на свастику. А насчет мигрантов – нужен везде порядок. Надо разобраться в миграционном законодательстве, чтобы к нам в страну приезжали те, кто нужен, а кто не нужен – чтоб не приезжали, и все будет хорошо», — рассказал инженер-электрик Дмитрий, проходивший мимо вместе со своей женой.

«Акция против мигрантов? Это правильно. Я вот только не знаю, что это за люди там стоят, что за флаги у них и что за значки такие сомнительные. А насчет мигрантов – мы тоже к ним не очень хорошо относимся, фильмы покупаем только русские, водку пьем тоже русскую. Вот только насчет убийств тут надо заметить, что русские убивают не меньше. Но, конечно, нам своих убийц достаточно, еще не хватало, чтобы их к нам завозили», — пошутил инкассатор Евгений, который вместе с товарищем стал свидетелем марша националистов.

«Впервые вижу такую акцию, но я одобряю ее. Потому что часто бываю возле станции «Горьковская» и вижу, что происходит. Там рядом мечеть, и всегда очень много мигрантов. Их лица не вызывают у меня доверия и радости», — сообщила экономист Наташа, гулявшая по проспекту с маленьким ребенком.

Живая цепь полицейских окружила марширующих националистов и сопровождала их до финальной точки акции – памятника комсомольцам-антифашистам на Комсомольской площади.

На протяжении всего марша я наблюдал, как прохожие и автомобилисты с энтузиазмом поддерживали лозунги демонстрантов. Одобрительные выкрики раздавались даже из дорогих иномарок, проезжающих параллельно демонстрации. И когда я попросил водителя и пассажира одной из таких машин прокомментировать ситуацию, мне ответили совершенно однозначно.

«Мы тоже за русских и против мигрантов. Почему? Да потому что работу надо давать нашим людям, российским, так что все правильно кричат эти ребята», — рассказали мужчины, одобрительно сигналя марширующим, которые в этот момент начали выкрикивать лозунг «Свободу политзаключенным!».

Уже на Краснопутиловской улице на пути колонны неожиданно оказался китайский студент со своей китайской подругой. Я попросил его прокомментировать лозунги демонстрантов. Националисты в этот момент скандировали «Петербург – русский город!», а также известную расистскую «кричалку» «А ну-ка, давай-ка, (уходи) отсюда!».

Китаец смущенно улыбался и на чистом русском языке уверял меня, что не понимает, о чем кричат эти люди, потому что не знает русского. Потом, правда, он сказал, что ему страшно и ему вместе с подругой следует побыстрее отсюда уйти. Впрочем, пока мы беседовали, из проходящей мимо колонны в его адрес не было сказано ни одного бранного слова, да, впрочем, не брошено даже косого взгляда – китайцы этим активистам точно были неинтересны.

Всего на протяжении акции случилось лишь два инцидента – сначала кто-то бросил в колонне (или в колонну) дымовую шашку, а позже несколько молодых людей начали скандировать «Аллах – (нехороший человек)!».

Дымовую шашку за несколько секунд затолкал ногами в канализационный люк один из офицеров полиции, а за Аллаха вступился Дмитрий Бобров с соратниками — они пообещали строго покарать провокаторов, и те затихли. Больше они не выкрикивали ничего более крамольного, чем «Путин предал русских!».

Митинг на Комсомольской площади оказался очень кратким – на ступени памятника были выложены портреты петербуржцев, погибших от рук мигрантов, а рядом зажгли свечи. Затем последовала минута молчания и возложение цветов.

Сразу после этого акция была объявлена завершенной, но группы коротко стриженых молодых людей в капюшонах еще долго маячили вокруг, пока к ним не стали подходить полицейские и требовать документы для проверки.

Тогда площадь освободилась быстро, и только десяток мигрантов в оранжевых жилетах с вениками и мешками для мусора в руках бродили вокруг, старательно очищая вверенную им территорию. Отвечать на какие-либо вопросы они отказались.

Евгений Зубарев
Росбалт