Бенджамин Ференц
Прокурор Нюрнбергского процесса: «уроки» надо помнить.

В ноябре 1945 года в германском городе Нюрнберге открылся первый в истории процесс над нацистскими военными преступниками. В судебной коллегии были юристы из Советского Союза, Соединенных Штатов, Британии и Франции.

К настоящему времени в живых из них остается только американец Бенджамин Ференц, которому тогда было 27 лет.

Он выступал на стороне обвинения в отдельном процессе над членами так называемых Айнзацгруппен, или эсэсовских подразделений, занимавшихся массовым уничтожением людей.

Молодой американский юрист был направлен в Нюрнберг для сбора доказательств по одному из 12 вторичных процессов, в центре которых находились акты геноцида, совершенные войсками СС.

По его словам, на главном процессе в Нюрнберге над главарями нацистского режима было всего 22 обвиняемых, хотя у прокуроров имелся список в 3 тысячи человек, которые участвовали в массовых убийствах и других военных преступлениях.

Однако всех их судить было невозможно из-за недостатка мест на скамье подсудимых. Поэтому, по словам 94-летнего Ференца, правосудие в Нюрнберге носило сугубо избирательный характер.

Ференц вспоминает, что при обсуждении вопроса о проведении такого суда британская сторона возражала против процесса, считая, что требуется политическое, а не судебное решение вопроса, и не желая предоставлять нацистским преступникам трибуну для публичных выступлений. Однако американская сторона придерживалась иной точки зрения, и процесс в Нюрнберге состоялся по ее настоянию.

«Я служил в артиллерии в войсках генерала Паттона, и когда в штабе узнали, что я юрист по образованию, меня вызвали и перевели в группу по расследованию военных преступлений, — вспоминает Бенджамин Ференц.

«Я побывал во многих освобожденных концлагерях нацистов и видел там свидетельства страшных преступлений — горы трупов, обессиленных людей, доведенных до истощения».

В начале 1946 года Ференц был направлен во главе группы юристов в Берлин для сбора документальных свидетельств по одному из намечавшихся процессов в Нюрнберге.

«Я командовал группой в составе 50 сотрудников, которые провели несколько месяцев в развалинах Имперской канцелярии и других нацистских учреждений. Они обнаружили тысячи документов о деятельности «айнзацгруппен» или специальных команд сил СС, которые продвигались за немецкими войсками на Восточном фронте с заданием уничтожать всех евреев, цыган и коммунистов. Их командование направляло каждый день отчеты о своей деятельности в Берлин в количестве 99 копий, и поэтому многие документы сохранились», — рассказывает Ференц.

Процесс на участниками «айнзацгруппен» открылся в Нюрнберге в сентябре 1946 года. Ференцу исполнилось тогда 27 лет. На скамье подсудимых оказались 22 подозреваемых, обвинявшихся в убийстве более 1 миллиона человек.

Ференц председательствовал на этом процессе и произнес на нем вступительную речь, в которой говорил, что его целью является не столько наказание виновных, сколько предотвращение подобных преступлений против человечности в будущем.

Отто Раш (Otto Rasch)
Среди подсудимых был бригаденфюрер СС Отто Раш, командовавший подразделениями Айнзацгруппен «Ц» на севере Украины в 1941-42 годах. Он несет личную ответственность за массовое убийство десятков тысяч украинских евреев в Бабьем Яру под Киевом.

Как вспоминает Ференц, адвокат Раша требовал прекращения суда над ним из-за тяжелой болезни бывшего эсэсовца: тот страдал синдромом Паркинсона. Но Ференц воспротивился этому и на предварительные слушания Раша доставили на носилках. Вскоре он скончался еще до начала процесса.

По словам Ференца, суд продолжался полгода, из них пять месяцев ушли на слушания стороны защиты. Приговоры оглашались в здании, где обвиняемые ожидали в подвале, откуда их поднимали специальным лифтом в зал суда, где и объявляли приговор.

13 обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение, и как вспоминает Ференц, он не ожидал таких суровых приговоров. В действительности только четверо из приговоренных были казнены, остальные получили тюремные сроки, отбыв которые вышли на свободу.

Бенджамин Ференц провел последующие годы, работая над созданием системы международного правосудия и предотвращения преступлений против человечности.

«Я считаю, что уроки истории, преподанные нам в Нюрнберге, могут иметь смысл только в том случае, если они будут использованы для предотвращения подобных преступлений в будущем», — говорит он.

Интервью с Бенджамином Ференцем прозвучало в радиопередаче «Свидетель» (Witness) Всемирной службы Би-би-си.