Максим Калиниченко
В УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области специально для читателей «Петербургского дневника» поделились некоторыми подробностями задержания лидера молодежного движения «Русская пробежка» и создателя страницы «Русский правый сектор» в социальной сети Максима Калиниченко и рассказали о том, какую опасность он представлял на самом деле. Пятнадцатого июля 2015 г. за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности Калиниченко был приговорен к 2 годам 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

В поле зрения сотрудников УФСБ России по СПб и ЛО дренажник второй категории государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» Максим Калиниченко попал еще в 2011 г. Сначала он разместил в Интернете манифест, содержащий призыв к нарушению общественного порядка, погромам зданий органов государственной власти. А уже 10 декабря он участвовал в несанкционированном шествии. Во время задержания сотрудниками правоохранительных органов у дома 79 по Невскому пр. Калиниченко призвал участников шествия к применению насилия по отношению к полицейским.

Со словами «Бей ментов» он собственноручно сломал сотруднику полиции, одетому в бронежилет, ключицу. За эти «подвиги» он получил 2 года условно с аналогичным по продолжительности испытательным сроком. Тогда, пока велось следствие, ему пришлось в течение года смотреть на небо сквозь решетку легендарного следственного изолятора Кресты. Тем не менее его экстремистский пыл не охладили мрачные стены СИЗО и, как рассказали в УФСБ России по СПб и ЛО, Калиниченко пусть и косвенно, но сподвигал околофутбольных фанатов совершать нападения на выходцев-неславян из бывших союзных республик.

Сотрудники УФСБ России по СПб и ЛО особо отметили, что Калиниченко всегда отличался дерзостью и непримиримостью, выступал против существующей власти и призывал к ее свержению. Обладая лидерскими качест­вами, он подмял под себя совершенно безобидное, не имеющее ничего общего с национализмом молодежное движение «Русская пробежка», превратив его в сборище скинхедов, экстремистски настроенных околофутбольных фанатов, националистов и неонацистов, не гнушавшихся совершением тяжких и особо тяжких преступлений. К примеру, сейчас в производстве ГСУ СК РФ по СПб находится уголовное дело об убийстве гражданина Узбекистана Мансура Умерзакова группой скинхедов, многие из которых были завсегдатаями мероприятий, проводимых «Русской пробежкой».

Стоит отметить, что первый раз Максим Калиниченко переступил черту дозволенного даже не в 2011 г. Его первая судимость датируется 2006 г., когда в руки правоохранителей он попал за махинации с квартирами в Псковской области. Восемнадцатого апреля 2006 г. Калиниченко был приговорен Островским судом Псковской области к 5 годам за мошенничество. Но уже 26 мая 2008 г. был освобожден по УДО. Как раз во время первой ходки ему пришлось, видимо – навсегда, распрощаться с идеей получения высшего образования. Максима «закрыли», когда он был студентом 4-го курса Водного университета и обучался на факультете радиотехники.

Но, как водится, ничему хорошему зона его не научила. Калиниченко еще до своей гипер­активности националистического характера отметился в деятельности «Русской зачистки». Участники этой организации вроде как под благовидным предлогом очистить город от некачественной сельхозпродукции ходили по рынкам и, представляясь то народным контролем, то членами общества защиты прав потребителей, заставляли свернуть торговлю то азербайджанских продавцов, то узбекских и так далее. На самом же деле, по оперативным данным, таким образом они выполняли заказы тех или иных этнических группировок, желавших поменять на рынках одних торговцев на других, к примеру, азербайджанских на дагестанских. Естественно, что подобные заказы члены «Русской зачистки» выполняли небескорыстно.

Отбыть без нарушений второй, пусть и условный, срок, как уже было сказано выше, из-за инцидента с полицейским Максим Калиниченко так и не сумел. Еще находясь на испытательном сроке, в начале 2014 г., не выходя из собственной квартиры, он совершает очередные преступные действия, за которые уже У­ФСБ России по СПб и ЛО возбуждает в отношении Калиниченко уголовное дело по статье «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Если говорить конкретно, то, согласно обвинительному заключению, Максим Калиниченко обвинен в том, что 17 февраля 2014 г. около 21.12, находясь у себя дома по адресу: Киришская ул., 5, корп. 1, кв. 361, он вошел в Интернет на общедоступном ресурсе социальной сети «ВКонтакте», используя регистрационное имя «Макс Калиниченко», при помощи принадлежащего ему персонального компьютера, умышленно с целью­ привлечения к экстремистской деятельности неограниченного круга лиц разместил в группах «Русский марш 2014» публичное изображение с текстом явно экстремистского характера.

Также 8 марта 2014 г. примерно в 4.21 снова, находясь в своей квартире, Калиниченко вошел в социальную сеть «ВКонтакте» и уже на ресурсе группы «Русский правый сектор» выложил очередную прокламацию. По мнению гособвинения, указанные высказывания направлены на организацию подготовки к подстрекательству к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, соединенные с насилием либо угрозой его применения. То есть содержат в себе публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. В управлении отметили, что факт того, что выложенные в Интернете тексты постов Калиниченко являются экстремизмом, был подтвержден специальной лингвис­тической экспертизой, проведенной Центром экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета. Редакция «Петербургского дневника», дабы не прослыть ретранслятором крайне радикальных взглядов, решила воздержаться от цитирования того, что считает неприемлемым в стране, где общечеловеческими являются совсем другие ценности.

Несколько слов стоит сказать и о непосредственно задержании Калиниченко, которое производили оперативники УФСБ России по СПб и ЛО при учас­тии спецназа «Град» данного ведомства. Оно состоялось 12 февраля 2015 г. в 6.00. В течение нескольких минут сотрудники УФСБ России по СПб и ЛО тщетно звонили и стучали в дверь квартиры 361 дома 5, корп. 1, по Киришской ул. То есть времени, чтобы добровольно открыть входную дверь, Максиму Калиниченко было дано предостаточно. Впрочем, этим временем он распорядился по-своему, пытаясь выкинуть в окно ноутбук, но, увидев внизу оперативные машины спецслужб, успел лишь спрятать компьютер за тумбой.

Затем было принято решение идти на штурм и вскрывать дверь. На это ушли считанные секунды, и уже через мгновение к одежде Калиниченко – трусам и футболке – добавился аксессуар в виде стальных браслетов. Вопреки поднятой потом шумихе всевозможных правозащитников, оппозиционеров и, к счас­тью, не­многочисленных националистически настроенных дружбанчиков Максима Калиниченко, особых ушибов и ссадин при задержании он не получил. Врачи нашли на его теле несколько синяков и следы от наручников. Как таковых побоев не было, обычное задержание спецназом… К слову, в этом убедился и корреспондент «Петербургского дневника», детально изучивший видео­запись задержания, продемонстрированную сотрудниками ведомства. Тем не менее факт задержания Калиниченко еще некоторое время весьма активно использовался радикальными силами для пиара.

Что касается изъятых при задержании вещей, то среди них был тот самый ноутбук, с которого Калиниченко размещал свои прокламации в Интернете и на жестком диске которого хранились различные документы националистического характера. Также у него нашли различные листовки, рекламирующие «Русский правый сектор», футболки с характерной символикой, украинские флаги.

В УФСБ России по СПб и ЛО рассказали, что через социальную сеть «ВКонтакте» на Калиниченко выходили и отдельные граждане Украины с предложениями подготовки майдана в России. Да и он сам, когда начались украинские события, активно искал выходы на украинские национальные движения. «Максим Калиниченко – это боевая пехота, которую задействуют в ситуации, когда нужно пролить кровь и с той и с другой стороны. Его опасность заключается в том, что при определенной финансовой поддержке он мог бы стать одним из лидеров революционных движений, но не самым главным. Тем не менее за Калиниченко пошли бы люди. Но до победы революции ему дожить не дали бы свои. Такие, как он, нужны экстремистам для создания символа некоего героя революции. Символа, способствующего дальнейшему самопиару и дестабилизации обстановки в стране», – считают сотрудники управления.

По мнению следователя УФСБ России по СПб и ЛО, если бы Калиниченко не задержали, то не исключено, что он мог бы развить очень бурную деятельность в городе. По оперативным данным, Калиниченко, жаждая повторения майдана в России, собирался перекрыть Невский пр. и устроить там баррикады из перевернутого транспорта. Постоянно призывал к смене власти и уничтожению правоохранителей.

Максим Калиниченко 1977 г.р. решением Калининского райсуда был приговорен к 2 годам 7 месяцам колонии строгого режима. По имеющейся у нас информации, скорее всего, он выйдет на свободу уже через год. Но в любом случае сотрудники УФСБ России по СПб и ЛО по­обещали, что, как бы рано ни вышел Калиниченко из мест лишения свободы, он и впредь будет находиться под колпаком у спецслужб и вся его противоправная деятельность будет сведена к нулю. Между тем в ведомстве плаща и кинжала очень надеются, что с возрастом Калиниченко откажется от бредовых и опасных идей и возьмется за ум.

Несмотря на то что психичес­ких отклонений у Максима Калиниченко не выявлено, он склонен к псевдосуицидальным действиям. Находясь в СИЗО, он предпринял несколько попыток надрезать себе вены и наносил порезы в области брюшной полости.