нефть

Как только президент Владимир Путин начал пытаться восстанавливать Россию в качестве крупного игрока на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия принялась атаковать Москву ее же оружием — поставками сырой нефти в Польшу по заниженным ценам, пишет Bloomberg.

На недавнем инвестиционном форуме Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», которая является крупнейшей российской нефтяной компанией, пожаловался на нефтяной «демпинг» саудовцев. Аналогичное беспокойство выразили прочие российские нефтяники, заявившие о необходимости поддержать энергетический сектор РФ за счет госказны.

Европейские трейдеры и переработчики подтверждают, что Саудовская Аравия действительно предложила им свою нефть со значительными скидками, что сделало «черный» товар Эр-Рияда более привлекательным по сравнению с российским топливом. И, хотя большинство восточно-европейских НПЗ сейчас технологически зависят от российской сырой смеси, нефтяники России правы в своих опасениях.

В 1970-е годы Саудовская Аравия отправляла половину своей нефти в Европу, но тогда Советский Союз построил экспортные трубопроводы из своих богатых западно-сибирских месторождений, и саудовцы перешли на азиатские рынки, где в то время возрастал спрос «на черное золото» и имелась возможность получить более выгодные цены на него.

Саудовская доля на европейском рынке сырой нефти стабильно снижалась до определенного момента и в 2009 году достигла низшей точки в 5,9 процента, а доля России достигла 34,8 процентов в 2011 году. В последние годы Саудовская Аравия постепенно увеличивала свое энергетическое присутствие в ЕС, достигнув 8,6-процентной доли в 2013 году, однако до сегодняшних дней Эр-Рияд не заходил со своим энергоресурсом на польский рынок.

Как и большинство стран Центральной и Восточной Европы, Польша уже давно является клиентом российских нефтяных компаний. В прошлом году около трех четвертей спроса на топливо Варшава покрывала за счет импорта из России, а остальную часть добирала из Казахстана и стран Европы.

Польша, однако, находится в авангарде политики, направленной на сокращение зависимости Европейского союза от российской энергии. После того, как Путин аннексировал Крым в минувшем году, поляки, будучи соседями Украины, увеличили военные расходы и укрепили свою безопасность. Одновременно с этим они не перестают взаимодействовать со своими малыми соседями. В четверг Польша объявила о заключении соглашения с Литвой, Латвией и Эстонией о строительстве газопровода для доставки природного газа в страны Балтии с целью обеспечения их независимости от поставок российского газа в будущем.

В этом контексте новый и надежный поставщик — настоящая находка. Что касается Саудовской Аравии, то ей предстоит расширить рынок сбыта за пределами Азии, где спрос в настоящее время падает.

Кремль и российские нефтяники уже давно поняли намерение Европы провести энергетическую диверсификацию, поэтому ищут новые рынки. До 2000-х годов практически весь нефтяной экспорт РФ шел в Европу. В прошлом году эта доля сократилась до менее чем двух третей. На представленной ниже схеме демонстрируется структура российского экспортного рынка нефти. Из нее следует, что в настоящее время более половины черного золота поставляется в ЕС.

В то же время на азиатских рынках Россия стала серьезным конкурентом Саудовской Аравии. В мае объемы российских поставок нефти в Китай даже временно превосходили саудовские. Теперь, когда саудовцы участвуют в беспощадной войне цен за долю на рынке — не только с сланцевыми производителями из США, но и со всеми поставщиками, которые не являются членами ОПЕК — они отправились на традиционный российский рынок сбыта.

Это может превратиться в более интенсивный «матч» между двумя крупнейшими экспортерами нефти, у которых уже есть разногласия по поводу сирийского конфликта. Пока что ОПЕК и Международное энергетическое агентство предсказывают увеличение спроса на энергоносители в следующем году, но, если китайская экономика будет развиваться хуже, чем ожидается, то рынок может оказаться слишком узким для обеих сторон — россиян и саудовцев. Обе экономики являются нефтезависимыми, и удержание доли на мировом рынке является вопросом выживания.

Борьба за рынок сбыта нефти является рискованным «подводным» фактором в ближневосточной политике Путина. Глава Кремля надеется, что, когда его союзник Ирана вернется в глобальный нефтегазовый рынок, Россия будет каким-то образом участвовать в прибыли, возможно, с помощью новых трубопроводов через сирийскую территорию. При этом он намерен помешать Саудовской Аравии установить экспортные маршруты в Сирию. Теперь энергетическое превосходство Москвы в Европе находится под угрозой, поэтому стремление Путина разрешить сирийский конфликт на собственных условиях будет лишь возрастать.

NA