Современное толерантное рабство

В Дагестане из рабства освободили семью из Волгограда. Николая Стрелкина, его жену и маленькую дочь силой удерживали на кошаре в степи

В Дагестане из рабства вызволили целую семью из Волгоградской области — семейную пару с младенцем. Об этом «Комсомольской правде на Северном Кавказе» сообщили в движении «Альтернатива», занимающемся освобождением рабов.

30 июля, как рассказывают в движении, им сообщили о том, что жителя Волгограда Николая Стрелкина силой удерживают на кошаре в Дагестане. Выяснилось, что мужчина с декабря 2015 года по принуждению трудится чабаном на кошаре у селения Коктюбей в Тарумовском районе республики. Документы у мужчины отобрали, денег не платили.

Николай смог позвонить по мобильному телефону своим родственникам в Волгоград и попросил помочь ему вернуться домой. А родные, в свою очередь, обратились в движение «Альтернатива».

Когда активисты движения приехали на указанную кошару, оказалось, что Николай здесь живет не один, а с гражданской женой Светланой и маленькой дочкой Аней, которая родилась на кошаре. Девочка даже не была официально зарегистрирована в ЗАГСе.

Отпускать рабов хозяин кошары не собирался. Активистов окружили несколько крепких мужчин, потребовали немедленно уйти. Те заявили, что уйдут, но только вместе с Николаем, его женой и дочкой. Началась драка. Активистам пришлось ретироваться. Вернулись они уже с нарядом полиции, в присутствии которого агрессивные мужчины вели себя уже не так дерзко.

Полицейским и сотрудникам «Альтернативы» вместе удалось вызволить Николая и его семью на свободу. Сейчас решается вопрос о возбуждении против хозяев кошары уголовного дела. А семью волонтеры «Альтернативы» отправили на автобусе в Волгоград, где Николай и Светлана планируют остаться жить.

Как выяснилось, уроженец Волгограда Николай впервые приехал на Кавказ в 2011 году, хотел заработать здесь денег. Жил несколько лет сначала на кошаре в Чечне, потом оказался на кирпичном заводе недалеко от дагестанского города Кизляра. Именно там он познакомился со своей будущей женой Светланой, которая также работала здесь по принуждению. Потом их вдвоем переправили на другой кирпичный завод в Каспийске. Затем в конце 2015 года семейную пару отдали на кошару в Тарумовский район, откуда их и освободила «Альтернатива».

************

Активисты общественной организации «Альтернатива» освободили очередного «кавказского» пленника, саратовчанина Евгения Кудряшова. Он проработал в Дагестане на кирпичном заводе всего четыре месяца, но успел понять, что значит рабский труд и обращение хуже, чем с собаками. Как рассказали в пресс-службе организации, он приехал в Москву из Саратова в поисках заработка и там некий знакомый по имени Магомед пообещал устроить его на хорошо оплачиваемую работу в Каспийске.

— Евгений не пьющий, по профессии водитель со стажем, но купился на то, что Магомед привел его к себе домой в Москве, накормил, предложил принять душ, дал отдохнуть, — рассказал один из активистов, участвовавших в освобождении Евгения. — В Каспийск парень поехал со спокойным сердцем, думая, что будет работать трактористом.

Но как только Женя приехал в Дагестан, у него отобрали документы и заставили трудиться на заводе. Через два месяца по телефону он впервые тайком смог связаться с сестрой в Саратове. Та начала его уговаривать быстрее вернуться из Дагестана. Но Евгений решил подождать оплаты, он все еще надеялся на честность своих «работодателей».

— Самая «жесть» началась спустя два месяца, — продолжает активист движения «Альтернатива». — Евгений заметил, что ему и другим работникам и шагу нельзя ступить без надсмотрщика даже до туалета. К тому же, Евгений стал свидетелем, как били женщину, которая хотела уйти с завода, слышал, как в соседней комнате орали на тех, кто пробовал сбежать, и собственными глазами видел, как потом они выходили побитые и запуганные. А еще его насторожило, что некоторых людей порой увозят в неизвестном направлении, и никто не знает, где они и что с ними. Самому Евгению тоже за каждое его возражение или вопрос начинали угрожать расправой и побоями.

Евгений работал каждый день от рассвета до заката, денег не получал, и даже тяжело заболев, не мог выпросить никаких лекарств. «Нас и по имени никто не называл, свистом лишь приказывали, что делать. Даже с собаками обращались лучше, чем с нами», — признался он позже.

В итоге, Евгений сумел вновь позвонить сестре и попросил ее сделать что-нибудь. Сестра тут же обратилась в «Альтернативу». О том, каким путями они вытащили раба с кирпичногно завода, активисты не говорят. Но сейчас Евгений уже едет домой, в Саратов. На данный момент Евгений Кудряшов настроен писать заявление в полицию.

*************

В Дагестане освобожден волонтерами очередной раб — Сергей Поликарпов родом из республики Коми. Мужчину на заработки заманили в Москве на площади Трёх вокзалов в октябре 2015 года, прямо с автобуса отправили на далекую ферму в ногайских степях на севере Дагестана.

Мужчину буквально морили голодом. Еду привозили один раз в 3-5 дней.

— Чаще всего это были простые макароны, крупы, немного хлеба и вода, — рассказал Сергей Поликарпов уже после освобождения. — Растягивать их приходилось на несколько дней, никогда не зная, когда про тебя вспомнят. За любую провинность били, спать приходилось в сарае на топчане, мыться, насколько это возможно, из-под шланга, которым наполняют поилки для скота. А работа — с утра до вечера без выходных.

Через восемь месяцев этих издевательств Сергей начал готовиться к побегу с кошары. В движении против рабства «Альтернатива», которое занималось освобождением мужчины, рассказали, почему он так долго не решался уйти.

— Представьте себе картину: вокруг вас на все четыре стороны ровная степь, никаких ориентиров, лишь примерно известно, в какую сторону нужно идти, чтобы выйти на федеральную трассу, — говорит Никитин. — Когда Сергей убежал, за ним на поиски выехали несколько машин, ему приходилось прятаться в зарослях, а передвигаться только по ночам. Так он шёл без еды по степи около недели, пока не вышел на трассу. Но там его уже поймали другие рабовладельцы и увезли к себе в посёлок Ясная Поляна Кизлярского района Дагестана.

Здесь голод и издевательства продолжились. Пленника спасло то, что он все-таки смог прислать волонтерам письмо на электронную почту.

— Хозяева использовали стандартную в таких случаях методику — оставляют человеку телефон с нулевой суммой, чтобы можно было контролировать его передвижения, но сам он не может куда-то позвонить, — рассказал Никитин. — А Сергей вспомнил, что у сотового оператора есть функция попросить денег на счет.

На момент освобождения Сергей от истощения уже едва разговаривал и держался на ногах. Но помощь подоспела вовремя.

— Мы договорились с Сергеем, что заберем его у поселковой мечети, — вспоминает Алексей Никитин. — Когда наша машина остановилась в условленном месте, из кустов неподалёку вышел высокий худощавый парень и сразу направился к нашей «Газели». В это же время Сергею на телефон стала звонить хозяйка. Мы поняли, что этот парень у мечети успел предупредить ее, что раба забрали на незнакомой машине. Но догнать нас никто не успел.

Освобожденного привезли в Москву, где ему дали чистую одежду и купили билет на автобус в родной город Ухта в республике Коми, где у него живёт взрослая дочь.

По материалам КП