Оборотни в погонах

В Петербурге поступило в суд дело о противостоянии финского бизнеса с отечественной полицией. Оперативник экономической безопасности Адмиралтейского района Борис Быкадоров обвиняется получении 2,5 млн рублей в обмен на изъятое имущество. Вообще-то финны считали своим демоном сына генерал-лейтенанта Яковлева, но поиски денег в его служебном кабинете закончились жалобой на голодание и отсутствием дела о взятке. Пухлое досье с Яковлевым-младшим собственная безопасность МВД может сдать в макулатуру.

Днем 24 июня 2016 года в офис финской компании YE-International (поставка электронных компонентов) на проспекте Обуховской Обороны пришел следователь Петроградского УМВД Андрей Яковлев. Предъявил постановление на обыск по уголовному делу с упоминанием контрагента YE и изъял шесть серверов со служебной перепиской, бухгалтерией, расчетами, договорами.

Прошел месяц. Финнам намекнули на платный возврат оборудования. И тут же вмешалась третья сила. ГУСБ МВД, перехватившее переговоры, предложило финнам участие в оперативном эксперименте и взять мздоимцев на горячем. Гендиректор Юрье Пенни выдал из своих запасов 29 тысяч евро и 365 тысяч рублей (чуть больше требуемых 2,5 млн). Банкноты были свезены в 17-й отдел РУСБ ГУСБ на Лиговском проспекте, запротоколированы и сложены в пакет.

В полдень 1 августа представитель финнов, обвешанный аудио- и видеозаписывающей аппаратурой, встретился с 28-летним оперативником Адмиралтейского УМВД Борисом Быкадоровым и вручил пакет.

Так как ГУСБ считало Быкадорова простым посредником, а конечным получателем – того, в чьих полномочиях возврат серверов, то у здания Петроградского УМВД на Большой Монетной тоже дежурили сотрудники. Они плотно следили за Андреем Яковлевым, не отпуская ни во время обеда в ресторане, ни во время встречи с неизвестным мужчиной.

Активная фаза началась 2 августа. Быкадоров был задержан утром. При нем нашли 3600 евро и 12 тысяч рублей – доля, как следует из признательных показаний, за посредничество.
Днем того же числа собственная безопасность МВД приехала к Яковлеву на работу. Не нашла ничего, но увезла на беседу. Андрей Сергеевич не был настроен на общительный лад:

«Что-либо конкретное пояснить не могу, длительное время не употреблял пищу, плохо себя чувствую, желаю проконсультироваться с адвокатом», – продиктовал он оперативнику и расписался в объяснительной.

Там же, в ГУСБ, опрашивался еще один оперативник Адмиралтейского УМВД Юрий Ткаль. У него интересовались знакомством с Быкадоровым и Яковлевым, финскими деньгами. На все вопросы он отвечал ссылкой на 51-ю статью Конституции, гарантирующей право не свидетельствовать против себя.

В соседнем кабинете руководство петербургского ГУСБ составляло рапорт на имя руководителя ГСУ СК по Петербургу Александра Клауса. Установлено, дескать, что Яковлев при посредничестве Быкадорова и Ткаля получил взятку 29 тысяч евро и 365 тысяч рублей.

«Собранные сведения могут являться основанием для возбуждения уголовного по статьям «Получение взятки» и «Посредничество во взяточничестве», – выразило свое мнение ГУСБ и приложило 264 листа рассекреченных оперативных наработок в надежде на неотложные обыски в квартирах упомянутых лиц.

Яковлева с Ткалем и Быкадоровым привезли в ГСУ СК по Петербургу.

Однако следователь управления по расследованию особо важных дел Манаф, изучив представленные материалы, взяточничества не усмотрел, обыски не санкционировал и вынес постановление: возбудить уголовное дело по статье 159 УК «Мошенничество» в отношении Быкадорова, который ввел в заблуждение финский бизнес относительно якобы имеющейся у него возможности вернуть изъятые серверы. К остальным претензий не имелось.

– Освободите помещение, господа, дышать нечем! – подталкивали к выходу Яковлева и Ткаля.

Ну а раз дело касается рядового оперативника, не с руки особо важным следователям тратить на него время. Материалы отправили в Адмиралтейский отдел. Там с делом случилось еще одно волшебство. Быкадоров изменил показания, сообщив, что кается в мошенничестве только на 3600 евро и 12 тысяч рублей. Остальных денег ведь не нашли. Гражданский иск финна Пенни, соответственно, обвиняемый не признал.

Серверы бизнесмену вернули.

Андрей Яковлев покинул место службы. Он с сентября обживает кабинет в Главном следственном управлении на Лиговском проспекте. Карьера логична. Андрей Яковлев – потомственный следователь полиции. Его отец, генерал-лейтенант Сергей Петрович Яковлев, с 2007 года возглавлял Следственный департамент ФСКН России вплоть до упразднения ведомства весной 2016-го. Теперь возглавляет ликвидационную комиссию.

Уголовное дело Быкадорова передали в суд. Он согласен на особый порядок рассмотрения дела. Процесс начнется 26 декабря. Яковлев и Ткаль заявлены свидетелями.

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»