Рихард Соболев

В Москве фигурант «болотного дела» арестован за зверское «неонацистское» убийство, сообщает Newsru.

Мещанский районный суд Москвы санкционировал арест 26-летнего футбольного фаната и националиста Рихарда Соболева, который в 2012 году проходил по резонансному уголовному делу о беспорядках 6 мая на Болотной площади. В настоящий момент амнистированного фигуранта «болотного дела» Соболева подозревают в причастности к жестокому убийству, совершенному в составе группы неонацистов.

Российская Фемида арестовала Рихарда Соболева еще 30 ноября. А 13 декабря ему продлили срок содержания под стражей, сообщает «Медиазона» со ссылкой на Мещанский суд.

Адвокат Соболева Максим Коротков-Гуляев подтвердил арест своего подзащитного. По словам защитника, сначала Рихарда доставили в здание ГУ МВД на Петровку, 38, а затем перевели в следственный изолятор «Матросская тишина».

«Он обвиняется в убийстве лица, будем говорить, нерусской национальности», — уточнил Коротков-Гуляев. Он также добавил, что Соболева обвиняют в нанесении 47 ножевых ранений в составе «группы лиц, националистов».

Арестованному инкриминируют п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство, совершенное группой лиц»).

Задержание Рихарда Соболева 6 мая

Напомним, 6 мая 2012 года Рихард Соболев был задержан на площади Революции. По версии защиты, в акции на Болотной площади, которая закончилась столкновениями демонстрантов с полицией, Рихард не участвовал. Одним из доказательств этого можно считать профиль Соболева в социальной сети. После акции 6 мая Рихард, являющийся болельщиком «Спартака», опубликовал в своем альбоме множество фотографий, сделанных на площади Революции и у станции метро «Театральная», говорится на правозащитном сайте «РосУзник».

Однако 10 июня Соболева вновь задержали, и именно как предполагаемого участника беспорядков на Болотной. При обыске у мужчины изъяли маску с прорезями для глаз и флаг Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ, признано экстремистским и запрещено).

Вскоре Соболеву предъявили обвинение по ч. 2 ст. 212 («Участие в массовых беспорядках») и ч. 1 ст. 318 («Применение насилия к представителю власти») УК РФ. Судья Наталья Мушникова заключила подозреваемого под стражу.

По словам матери Соболева, силовикам не удалось запугать ее сына. Рихарда поначалу грозились посадить в «черную» камеру, то есть к кавказцам, которые националиста должны встретить неласково. Но Соболев на это ответил: «Дело у меня политическое, за моей судьбой следят правозащитники и общественность, и если со мной что-нибудь случится — вот увидите, что будет!»

Летом 2012 года адвокат Коротков-Гуляев встречался с главой СК РФ Александром Бастрыкиным и пытался обратить внимание чиновника на происходящее с Соболевым. Вопрос о его аресте задавали и президенту Владимиру Путину во время его приезда на Селигер.

8 августа 2012 года Рихарда отпустили под подписку о невыезде. А спустя два года Соболев был амнистирован вместе с двумя другими фигурантами «болотного дела» — Александром Каменским и Олегом Архипенковым.

Проведенная еще в 2012 году экспертиза не выявила сходства черт лица на фотографии подозреваемого человека с Болотной и Рихарда.

Добавим, что в ходе следствия силовики оказывали давление и на адвоката Соболева Максима Короткова-Гуляева. В доме юриста в конце октября 2012 года был проведен обыск. Причем, по словам Максима, он сам вызвал перед этим полицию, чтобы сообщить о неком правонарушении.

В столичном главке МВД сказали, что приехавшие полицейские обнаружили дома у Короткова-Гуляева муляж гранаты и отвезли его в ОВД для дачи объяснений. «Когда уже подключились журналисты, мне сказали, что не знают, почему я нахожусь в ОВД, вернули паспорт и отправили домой. Я не смог присутствовать при всем обыске, так как полицейские отвезли меня в ОВД «Соколиная Гора», — рассказывал Максим.

По его словам, документов на следственные действия у оперативников не было. При незаконном обыске присутствовала мать адвоката, у которой подскочило давление.

«Мы даже не знаем, с чем связан этот обыск. Я намерен снять побои, которые нанесли мне сотрудники полиции, у меня синяки, я буду подавать жалобу в Следственный комитет на их действия», — говорил Максим.

Со слов адвоката, у него после обыска пропали деньги документы, «в том числе досье на подзащитного Рихарда Соболева».

К «болотному» делу «пристегнули» неонациста, оправданного присяжными.

Рихард Соболев, работавший электромонтажником в МГТС, до недавнего времени являлся активистом этнополитической организации «Русские» (28 октября 2015 года Мосгорсуд признал движение экстремистским и запретил его деятельность на территории России).

В 2010 году Соболев проходил по делу о неонацистской банде NS/WP («Белые волки»), которая в 2007-2008 годах совершала нападения на гастарбайтеров, работавших в Москве. По данному уголовному делу адвокат Александр Васильев описывал Соболева так: «Мальчик из простой семьи, типичный подросток, который не производит впечатление интеллектуала. Не удивлюсь, если Соболев был просто задержан в компании, которая совершала либо противоправные действия, либо на грани закона. Но он не похож на человека, способного хоть к чему-то призывать, понимаете? Он не лидер, не зачинщик, не громила. Он типичный ведомый».

Главарем «белых волков» был признан 18-летний грузин-полукровка Алексей Джавахишвили по кличке Джава, происходивший из княжеского рода. По данным следователей, неонацисты в период с апреля 2007 по январь 2008 годов совершили 11 убийств. Но в суде удалось доказать только шесть эпизодов.

Как говорилось в обвинительном заключении, несмотря на то, что отец Джавы по национальности грузин, сам он «причислял себя к представителям русской (славянской) национальности». Джавахишвили инкриминировали два убийства, а остальным участникам банды — от одного до девяти.

Группировка «Белых волков» сформировалась 20 апреля 2007 года, аккурат в день рождения Гитлера. Помощниками Джавахишвили стали 19-летние Сергей Салищев и Александр Соловьев, а также 22-летний Дмитрий Исакин по кличке Лютень.

Как правило, свои расправы над мигрантами националисты устраивали по вечерам: сначала молодые люди пили пиво, а затем шли на поиски очередной жертвы. Выбрав подходящего гастарбайтера, молодчики набрасывались на него, избивали руками и ногами, а затем зверски закалывали ножами, нанося десятки ранений (до 79 ударов). В ход также шли отвертки, а один раз орудием убийства стало полено (бревно, прим. ПН14). При этом расисты выкрикивали популистские лозунги «Россия для русских!» и «Москва для москвичей!».

Все преступления обвиняемые записывали на камеры мобильных телефонов, а ролики затем вывешивали в интернете. Комментировал снятое, по данным следователей, сам Джава.

Полностью ликвидировать банду следователям так и не удалось, поскольку не были установлены личности пятерых ее членов. Тем не менее все выявленные приспешники Джавы были арестованы в конце 2008 и в начале 2009 годов.

На допросах часть обвиняемых признала вину полностью, некоторые — частично: они утверждали, что участвовали в нападениях, но не ставили перед собой целью именно убийство. Трое фигурантов вообще отказывались признать свое участие в убийствах, но даже они сознались в том, что исповедуют неонацистские взгляды.

«Их мировоззрение о собственном превосходстве как представителей русской национальности над другими народностями сформировалось под воздействием националистических идей об исключительности лиц славянской национальности и неполноценности лиц неславянского происхождения», — говорилось в обвинительном заключении. Джаву приговорили к семи годам колонии общего режима. Его подельники получили до 23 лет лишения свободы.

Всех фигурантов присяжные признали заслуживающими снисхождения, а Рихард Соболев, Александр Гришков и Александр Талатынов были оправданы.