оккупанты

Против правозащитника, помогающего мигрантам, возбудили уголовное дело о фиктивной регистрации иностранцев в своей квартире.

В отношении члена правозащитного центра «Мемориал», руководителя организации «Ёрдам» («Помощь») Бахрома Хамроева, который защищает права мигрантов из Центральной Азии, возбудили уголовное дело о фиктивной регистрации иностранцев в своей квартире (статья 322.3 УК), сообщает «Мемориал».

По версии следствия, Хамроев зарегистрировал у себя в квартире в московском районе Бибирево гражданина Киргизии Валишера Кадирова и мигранта из Таджикистана Фируза Рустамова. В январе этого года правозащитник продлил их регистрацию. 12 февраля участковый попросил у правозащитника номера зарегистрированных у него людей. Оба иностранца теперь проходят в деле в качестве свидетелей.

«Их практически сразу взяли в оборот, получили объяснительные, что в квартире у Бахрома они не живут. В тот же день сообщение о «преступлении» было зарегистрировано в ОМВД по району Бибирево», — указывают в «Мемориале». 13 февраля Хамроева вызвали в отдел полиции, где ему сообщили об уголовном деле. При этом участковый упоминал контакты полиции с ФСБ по делу правозащитника. На следующий день его вызвали на допрос в качестве подозреваемого, а 15 февраля дознаватель провел очную ставку с участием Кадирова.

Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, которое правозащитник получил только 15 февраля, Хамроев руководствовался «личной заинтересованностью» и знал, что иностранцы не будут жить у него дома. В итоге он якобы лишил миграционную службу возможности контролировать их передвижения на территории России и следить, соблюдают ли иностранцы миграционный учет.

По данным «Мемориала», перед допросом трое силовиков пришли к одному из свидетелей Рустамову на работу, в кафе KFC, и потребовали от директора заведения, чтобы его подчиненный пришел на допрос. После того как у свидетеля взяли объяснения, силовики требовали повторить сказанное на камеру. «В случае отказа от сотрудничества угрожали возбудить уголовное дело, а при сотрудничестве — помочь с регистрацией. В некоторых «беседах» участвовали пятеро сотрудников в гражданской одежде», — пишет правозащитный центр. Ко второму свидетелю Кадирову приехали домой людис камерой, которые снимали его жилье.

«Я регистрировал в своей квартире тех людей, которые реально нуждались в помощи и хотели легально находиться в России, никаких денег с них не брал, — объясняет сам Хамроев. — Например, Валишер покинул родину после событий 2010 года в Оше, его задерживали в России и хотели экстрадировать в 2012 году, но освободили в 2013 году после применения ЕСПЧ 39-го правила, его делом занимается Комитет «Гражданское содействие», он время от времени жил у меня с 2016 года, а затем съехал».

Правозащитник добавил, что российские власти обязывают мигрантов иметь регистрацию, но «в то же время наказывают тех людей, которые их регистрируют у себя. Получается замкнутый круг».

Как отмечает «Мемориал», в 2016 и 2017 годах сотрудники ФСБ проводили обыски в квартире Хамроева, а в 2010 году правозащитника избил сотрудник спецслужбы. Годом позже на Хамроева напали неизвестные, поджидавшие правозащитника в его подъезде. «Ни один из этих инцидентов не был расследован. На телевидении выходили сюжеты с клеветой на Бахрома с использованием кадров скрытой съемки», — подчеркивают в «Мемориале».