За публикацию изображений руководителей немецких организаций, признанных Нюрнбергским трибуналом преступными, будут наказывать по статье КоАП за распространение и производство экстремистских материалов, сообщила председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.

«Если мы сейчас примем норму о том, что изображения нацистских преступников, если усматривается пропаганда нацизма, относятся к экстремистским материалам, то ответственность за это в законе уже прописана, тогда наш законопроект об изменении в КоАП просто будет не нужен», — сказала Ямпольская «Интерфаксу».

Статья 20.29 КоАП гласит, что за производство и распространение экстремистских материалов гражданам грозит штраф от 1000 до 3000 рублей или административный арест до 15 суток, должностным лицам — штраф от 2000 до 5000 рублей, а юридическим лицам — от 100 000 до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом сами экстремистские материалы и оборудование для их изготовления подлежат конфискации.

По словам депутата, ранее внесенный ею законопроект № 1064108-7 о введении административной ответственности за нарушение вводимого запрета может быть возвращен авторам или отозван ими. В нем предлагались штрафы для граждан до 2000 рублей и до 50 000 рублей для юрлиц.

Поправку о причислении к экстремистским материалам изображений и выступлений руководителей групп, организаций и движений, признанных преступными приговором Международного военного (Нюрнбергского) трибунала, правительство внесло ко второму чтению законопроекта № 1064063-7, изначально предполагавшего запрет на публичное изображение всех лиц, признанных военными преступниками не только приговором Международного военного трибунала, но и другими национальными, военными и оккупационными трибуналами, а также судами во время Великой Отечественной войны.

По другой правительственной поправке, запрет в целом будет касаться только изображений и выступлений руководителей осужденных в Нюрнберге организаций. В среду комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции одобрил данные изменения.

При этом, как и в случае с публичной демонстрацией нацистской символики, исключение будет сделано для изображений и выступлений, в демонстрации которых отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма и «формируется негативное отношение» к его идеологии.

В случае принятия законопроекта в предложенном варианте создастся ситуация правовой неопределенности. Закон «О противодействии экстремистской деятельности», который будет определять портреты видных нацистов и коллаборационистов как экстремистские материалы, позволит прокурорам обращаться в суды с исками о запрете таких портретов на том единственном основании, что на них изображены соответствующие исторические личности. Сам статус экстремистского материала присваивается материалу как таковому, независимо от контекста его распространения. Тогда возникает вопрос, какие именно портреты следует запрещать. Парадные? Непарадные? А портреты, на которых нацисты запечатлены в детском возрасте? Фотографии? Графику? Живопись? В каком стиле? Следует ли запрещать портрет Гитлера, выполненный в стиле кубизма? А портрет, нарисованный ребенком? Какими же соображениями должны руководствоваться прокуратуры и суды? В определении экстремистских материалов в законе говорится, что это материалы «призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности». Но как портрет сам по себе может призывать или обосновывать? Далее, после запрета портрет должен быть внесен в Федеральный список экстремистских материалов. Каким образом он должен быть там описан, чтобы граждане точно поняли, какой именно портрет запрещен, и не публиковали именно его?