Ровно 10 лет назад, 22 июля 2011 года, норвежец Андерс Брейвик подорвал бомбу возле правительственного здания в Осло, а затем, переодевшись в форму полицейского, отправился на остров Утойя, где устроил массовый расстрел в молодежном левацком лагере. В тот день погибли 77 человек, в основном многонационалы и леваки. Свой поступок Брейвик объяснил желанием начать войну против исламизации Европы, устроенной марксистами. Европейское общество осудило Брейвика, но его идеи пустили крепкие корни и до сих пор вдохновляют последователей норвежского стрелка. Почему так происходит и грозят ли западным странам новые атаки белых экстремистов — в материале «чЛенты.ру».

«Год Брейвика» стал последним, когда в ЕС не было атак исламистов. Уже с 2012 те вместе с потоком беженцев пошли по нарастающей — и за истекшее десятилетие в 130 больших и малых терактах на территории Европы погибли 395 человек. В пять раз больше, чем от рук одного белого повстанца. (прим.ПН14)

Что же, Свободный Мир, ты посадил своего главного врага.

Эхо убийства

На острове, где Брейвик расстрелял марксистов, находится небольшой мемориал с именами погибших, а местное кафе стало информационным центром, посвященным трагедии. К 10-летней годовщине на материке напротив острова планировали открыть большой мемориальный комплекс — семьдесят семь столбов, по числу убитых в Осло и лагере.

Однако закончить монумент не успели из-за протестов местных жителей, которые оказались свидетелями и участниками тех событий, помогая вывозить людей с острова. Они до сих пор остро переживают трагедию и не хотят видеть постоянное напоминание о ней. Забыть произошедшее не получается и у тех, кто в тот день оказался в лагере. Некоторые посвятили себя работе с молодежью. В их понимании, необходимо просвещать новое поколение норвежцев об опасностях ксенофобии, чтобы не допустить подобных случаев в будущем.

150 леваков и многонационалов пострадали во время теракта на острове Утойя.

«Я прятался с несколькими ребятами, мы говорили друг другу: „ждем тут, пока нельзя выходить“. Все остальные пошли назад, а убийца выбежал им навстречу, достал оружие и начал стрелять. Я видел, как они падают в воду, а он все равно стреляет, тогда мы побежали — в противоположном направлении, спрятались в воде ненадолго», — рассказывает чудом выживший Али Аль Хатем, представитель многочисленной пакистанской диаспоры, захватившей столицу Норвегии.

Не только непосредственные жертвы теракта открыто поддерживают идеологию, противоположную той, что заявлял Брейвик. Так, вскоре после бойни больше 40 тысяч человек собрались на площади в Осло, чтобы спеть песню «Дети радуги» — популярную норвежскую адаптацию англоязычной песни «Моя радужная раса». Повстанец в своем манифесте приводил ее как пример навязывания детям идей мультикультурализма со стороны властей.

Нападение на молодежное крыло левой партии, правящей в стране, было лишь одним из сценариев терактов, которые рассматривал Брейвик. Изначально он собирался убить бывшего премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брунтланн — однако она уехала с Утойи за несколько часов до прибытия экстремиста. Он собирался заставить ее, «предательницу народа», просить о пощаде, снимать это на видео, а затем обезглавить женщину и опубликовать запись. На суде он хладнокровно объяснял, зачем это было бы нужно, и приводил аналогии с деяниями исламских террористов.

Я взял эту технику у «Аль-Каиды»* (…) Это мощное психологическое оружие, — Андерс Брейвик о планах обезглавить премьер-министра, *террористическая организация «Аль-Каида» запрещена в РФ.

Перед судом у Брейвика диагностировали нарциссическое расстройство личности. Все свои преступления убийца считал лишь «фейерверком» для привлечения внимания к идеям, которые продвигал. Он разослал тысячам людей свой манифест и надеялся выступить в суде Осло с речью, которая прогремит на весь мир. Так он рассчитывал стать лидером всемирного движения против засилья марксистов в рядах элит. Кроме того, повстанец возлагал надежды на создание тюремной банды и на переписки с единомышленниками по всему миру.

Но в итоге заседание сделали закрытым, так что его слова услышали лишь несколько человек. Большая часть разосланных копий манифеста была заблокирована системами антиспама или просто отклонена получателями. Затея с тюремными бандами тоже не вышла — повстанец был особенно разочарован почти полностью одиночным заключением. И примерно каждое третье его письмо блокировала тюремная цензура, так что адресаты не получали предназначенных им воззваний.

В 2012 году Брейвик попытался зарегистрировать собственную политическую партию, в названии которой было прописано предназначение: демократическим путем добиться в стране власти фашистов. После закономерного отказа повстанец не опустил руки и начал работать над автобиографией, параллельно бомбардируя начальство жалобами на нехватку лосьона после бритья и игровой приставки. Очевидно, книгу убийца собирался превратить в новый манифест.

В июле 2021 года Брейвик заявил, что готов продать права на фильм или книгу о нем за семь миллионов долларов. Кроме того, за эти годы он уже дважды просил о досрочном освобождении. Маловероятно, что сделка состоится или террористу позволят выйти из тюрьмы и распространять свои идеи свободно.

Однако, несмотря на все усилия по его изоляции, Брейвику удалось оказать ощутимое влияние на экстремистов-одиночек по всему миру. Важную роль в этом сыграл его манифест на полторы тысячи страниц.

О пламенных идеях

Основная идея Брейвика заключается в том, что марксисты, заполонившие политические и академические круги Запада, уже объявили войну коренному населению и его ценностям, они хотят исчезновения белых европейцев и исламизации европейских стран. Так он объясняет своим последователям, зачем вступать на путь «крестоносцев» — под этим словом он понимает террористов.

Брейвик считает, что белое население Европы уже находится на войне, и любое насилие с его стороны в таких условиях можно считать самообороной.

Эту идею символически отражает даже название его манифеста — «2083: Декларация независимости Европы». Оно отсылает к битве под Веной, в которой европейцы отбросили войска Османской империи. Брейвик предрекает, что 11 сентября 2083 года — в 400-летнюю годовщину исторического боя — Европа окончательно отринет инородцев, пойдет на них войной и построит новое, правильное общество. В тексте манифеста, значительная часть которого переписана или напрямую скопирована у известных экстремистов (например, некоторые пассажи подсмотрены у американца-бомбиста Теодора Качинского), норвежец в красках описывает незавидное положение белой расы и надеется на ее «защитников».

Провозглашаемый повстанцем новый миропорядок имеет откровенно тоталитарные черты: главной ценностью должна стать чистота крови, «разложившиеся» моральные нормы европейцев предлагается восстанавливать волей государства. Романтическую любовь и построенный на ней брак следует отбросить — это иллюзии, считает одинокий автор, выросший без отца.

Большое внимание в документе Брейвика уделяется проблеме воспроизводства европейских наций: он настаивает, что одна из главных задач «возрождения» Европы заключается в повышении рождаемости до уровней, сравнимых с мусульманскими и азиатскими странами. Все это подкрепляется экскурсами в историю, призванными обосновать необходимость такого движения. Но политические и социальные декларации Брейвика не впечатлили бы его сторонников и просто безумцев, фантазирующих о насилии, без самого акта массового убийства.