В первом круге чемпионата России-2011/12 фанатские сектора, как водится, были активнее большинства игроков и тренеров. Бананы, бойкоты и массовые поджоги заставили Sports.ru реанимировать рубрику «Фанаты». Юрий Дудь съездил в Петербург и расспросил заводящего зенитовского фан-сектора Александра «Макасина» Румянцева о расизме, безопасности и законе.
– У московских клубов сейчас бойкот северокавказских команд, даже домашние матчи с «Анжи» и остальными они игнорируют. А вы?
– У нас его нет. Потому что мы фанаты «Зенита», мы поддерживаем свой клуб, а не болеем за или против Кавказа. Да, нам не нравится ситуация, которая творится в российском футболе – что футбол стал очень политизированным. Но какой смысл бойкотировать, если у нас в гимне есть слова: «Ты не будешь один никогда». Мы ездим за «Зенитом» и будем продолжать это делать. А то, что нам не нравится на Кавказе, мы будем объяснять в какой-нибудь другой форме.

– Это какой?

– Открытые письма писать, например.
– Один бойкот на «Петровском» все-таки случился: во время матча Россия – Армения фан-сектор сгинул почти в полном составе. Почему?
– Это не бойкот, это акция привлечения внимания к проблеме принятия закона о болельщиках. После матча «Спартака» с «Крыльями» появилась информация: к концу первого круга будет Закон. Нам не понравилось, что ни один чиновник – ни Мутко, ни Фурсенко – не опровергли в СМИ эту информацию, и по сути дела вообще не давали никаких комментариев. Как можно принимать закон о болельщиках или против болельщиков и самим болельщикам его не показывать? Это как кот в мешке. Зачем нам соглашаться на кота в мешке? Потом чиновники сказали, что газеты и интернет дали неточную информацию, а мы вроде как раньше времени все взбаламутили.
– Чего вы в этом законе боитесь? Что за петарду будут сажать в тюрьму?
– Петарда петарде рознь. Пиротехника может быть частью шоу. Или, например, к нам парни, которым по 15 лет, приходят на сектор и говорят: «Я файер зажег, было весело». Ну молодой он, ну весело ему. Петарда – тот повод, чтобы вешать на него хулиганку и давать условный срок?!
– Может ли, зенитовский фан-сектор скандировать что-нибудь без вашего ведома?
– Бывает такое. Это называется: у народа накипело. Последний раз – про Яшина и Шунина.
– Ваш сектор скандировал: «Шунин, ты закончишь, как Яшин». Чем молодой вратарь «Динамо» обидел болельщиков «Зенита»?
– Ничем. Просто он играет не в том клубе. Болельщики «Зенита» очень не любят болельщиков «Динамо».
– Почему?
– В 2001 году был конфликт, когда динамовские фанаты убили нашего молодого парня, просто болеющего за «Зенит». В отличие от ЦСКА и «Спартака», в фанатской среде «Динамо» уважением не пользуется. Да и вообще как можно болеть за «милицию» при таком выборе команд в Москве?

– Это правда, что болельщика «Зенита», который показал банан Роберто Карлосу, лишили абонемента?

– Правда.

– Как долго его искали?

– Найти его было нетяжело. Чем дальше, тем меньше становится стадион. Когда я пришел на него в 96-м, мне казалось: такой большой! А сейчас – такой маленький, все знаешь, как в комнате находишься. Так что проблем найти его не было. И даже без награды в 50 тысяч (смеется).

– Что ему сказали старые болельщики?

– Спросили: «Зачем?» Он сказал, что это была глупость с его стороны. Никакого расизма в мыслях и не было – так, чтобы: «Ты, негр, на тебе банан». Просто его компании захотелось посмеяться – ну такой вот у них юмор. Но умысла у этого поступка никакого не было. Я лично не считаю Роберто Карлоса негром. У нас Кержаков после отпуска намного чернее него (смеется). А кто тогда Бруно Алвеш? Перенегр получается? История с бананом раздута чиновниками и СМИ. Они, в отличие от нас, говорят: «Карлос, ты негр. Банан показали тебе, ты обезьяна». Он сам, может, и не парился бы: банан и банан, фрукт просто. А ему говорят: «Нет, тебя задели. Это тебе, тебе, тебе». А то, что фирменный удар Роберто Карлоса называется «банано-кик», все забыли. Как и историю, когда Роберто назвал игроков парагвайской сборной «грязными индейцами».