Правительство внесло в Госдуму поправки в закон «О государственной охране», которые расширяют до произвольного список лиц, подлежащих охране ФСО. Сейчас закон устанавливает закрытый перечень таких граждан и оговаривает, что он может быть расширен по решению президента, но только для депутатов Госдумы, сенаторов и госслужащих. Поправки убирают это ограничение, разрешая госохрану для любых лиц, независимо от их рода деятельности. «Это делается для патриарха» – пояснили в ФСО.

Сейчас в ст. 8 закона «О государственной охране» установлен закрытый перечень подлежащих охране лиц. Помимо президента и премьера в него входят главы обеих палат парламента и высших судов, генеральный прокурор и глава следственного комитета.

В ст. 9 документа оговаривается, что «при необходимости» список может быть расширен по решению президента. Президент может принять решение о предоставлении охраны членам Совета федерации, депутатам Государственной думы, федеральным государственным служащим и «иным лицам, замещающим государственные должности».

В новой редакции правительство предлагает убрать ограничение, написав, что охрана может быть предоставлена «членам Совета федерации, депутатам Государственной думы, федеральным государственным служащим и иным лицам», пишет «Газета.Ru».

В пояснительной записке указывается, что «расширение перечня лиц, которым может быть предоставлена государственная охрана», не ново и «отражает существующую практику». Как сказано в документе, такая деятельность осуществляется на основе нормативных правовых актов, но «требует установления законодательной основы».

Какого рода «существующую практику» призваны узаконить поправки, пояснили журналистам в ФСО: «Это для патриарха». По словам пресс-секретаря главы РПЦ Владимира Вигилянского, решение о том, что патриарха должна охранять ФСО, принял еще президент Ельцин.

Газета отмечает, что поводом для появления поправок в закон «О государственной охране» стало прошлогоднее обращение Общественной палаты в госорганы с запросом, на каком основании патриарха РПЦ, который не является высшим госслужащим, охраняет ФСО. В ответе ФСО не было ссылок на какие-либо законодательные нормы, кроме статьи 80 Конституции РФ, в которой говорится о статусе и правах президента страны. Сейчас ФСО и правительство решило ликвидировать это несоответствие закона и практики.

Зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков заметил что речь должна идти не только о лицах, охраняемых ФСО, а в целом об охране чиновников. «У нас неограниченное количество лиц охраняемых. Посмотрите на то, как ездят губернаторы. Все эти кордоны, куча милиции – что это такое?». По его мнению, под настоящую государственную охрану подпадает очень ограниченный круг лиц: «Десяток человек, включая несколько министров и вице-премьеров».

Помимо пункта об охране «иных лиц», в законопроекте присутствуют и другие поправки. Например, один из пунктов гласит: ФСО имеет право «вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов госохраны и охраняемых объектов». Эти предписания требуют ответа в месячный срок – с перечнем принятых мер.

В документе не сказано, может ли гражданин или местный руководитель оспорить предписание в суде. «Независимая газета» пишет, что из-за тайны, с которой связана работа ФСО, граждане не могут проверить, насколько обоснованы «предписания». Что дает неограниченные возможности «недобросовестным сотрудникам» использовать эти поправки, к примеру, в рейдерских целях.

Также ФСО настаивает на праве «приостанавливать производство работ, осуществление хозяйственной и иной деятельности на охраняемых объектах». И на праве «временно приостанавливать или ограничивать использование земельных участков и водных объектов при проведении охранных мероприятий». Дополнительно ФСО потребовала себе право принимать «в пользование от органов исполнительной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан РФ транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы федеральным законодательством».

Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский заметил, что желание спецслужбы расширить свои полномочия это «обычное для ведомств стремление заменить совершенствование своей работы созданием благоприятных условий для этой работы». По этой логике милиция могла бы ввести комендантский час или запретить подросткам вечером выходить на улицу – чтобы им самим было удобнее охранять порядок. «Лидеры не могут полностью окуклиться в каких-то бронепоездах. Они же должны общаться с людьми. И ФСО предлагает создать аналог запретки вокруг лидера, которую они сами будут устанавливать. Без чьего-либо ведома, что уже является странным» – заметил Павловский.

Ранее звучали предложения, аналогичные нынешним поправкам в законы о правоохранительных службах, отмечает «НГ». Например, предлагалось заставить граждан некоторых районов держать открытыми окна, чтобы было видно, чем они занимаются. Сюда же можно отнести и требования к провайдерам о доступе к каналам коммуникаций.

Источник: РИА «Новый Регион»