Президент России Владимир Путин подписал крайне резонансный закон о тотальной слежке, вызвавший в Сети настоящее цунами, поскольку на него отреагировали как социальные сети, так и рынок.

Несмотря на почти апокалиптичные прогнозы экспертов в области интернета, а также операторов связи о технической невыполнимости требований по записи и хранению метаданных и звонков с перепиской, Государственная Дума приняла «антиэкстремистский» законопроект Яровой и Озерова, который к борьбе с экстремизмом, в общем-то, отношения никакого не имеет, и тут соцсети правы в своём сарказме:

Благодаря пакету Яровой террористы больше не напишут в твитор «пацаны, идём взорвёмся» и не устроят теракт, как они обычно делали раньше
— Сталингулаг (@StalinGulag) July 7, 2016

К тому же это станет настоящим наказанием для силовиков, которым придётся расшифровывать и протоколировать терабайты голосовых сообщений. Об этом накануне подписания Путиным законопроекта написал бывший сотрудник ФСБ, а ныне — правозащитник и топ-блогер Владислав Юсупов:

«В прошлом году, во время ознакомления с материалами дела в отношении сотрудника МВД, подделавшего мою подпись, я изучал целый том, содержавший сведения о местонахождении моего мобильника в течении трёх, кажется, дней. Ну, то есть, целый том — лишь метаданные (соединения, звонки, локация…).

200 страниц ненужной информации, где требующиеся данные занимали строчек пять. Следователь месяц все это переваривал и в текст переводил. И это при том, что делалось это по моей инициативе и с предоставлением всей интересующей следствие информации.

А вот мой клиент, которого «вели» в течение двух месяцев и взяли с амфетамином, никакого разрешения на подобные действия, разумеется, не давал. В итоге, имелось 20 с лишним томов текстовой распечатки прослушки его телефона (там же СМС) из которых 7 отдельно были переведены на русский с татарского. Переводчики, лингвисты, технари, плюс — кто-то переписывал прослушанные разговоры на бумагу — десятки людей было задействовано…год шло следствие, год с лишним — суд.

Самое удивительное, что никакого толку от всей этой колоссальной работы не было — ни в одном из разговоров ни разу не говорилось о наркотиках.

Поэтому, я вполне себе представляю какую подлянку подложили операм и следакам новым законом».

Поэтому когда работники силовых структур начнут постепенно сходить с ума от работы над хронометрированием и отекстовкой оперативного материала, им будет кого «благодарить».

Никакие предостережения профессионалов в итоге не подействовали ни на сознание сенаторов в Совете Федераций, ни, как видим, на настроение Владимира Владимировича. Ответственность за выполнение сомнительного законопроекта Президент предусмотрительно переложил на плечи правительства, Минпромторга и ФСБ. От ведомства уже привыкшего говорить непопулярные вещи Дмитрия Медведева Президент потребовал обратить внимание на

«применение норм Федерального закона об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;
«разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования»;
«применение норм Федерального закона о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах».

Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России Путин поручил

«провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объёмов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации».

ФСБ России поручено

«утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации».

Всё это можно охарактеризовать в одном предложении: «Мы придумали проблему, а вы вертитесь, как хотите», поскольку уже неоднократно писалось: никто из заграничных ИТ-компаний никаких шифров или кодов предоставлять не будет; создание требующихся для хранения почти двух тысяч эксабайт информации потребует колоссальных финансовых затрат; таких мощностей на данный момент ещё даже не произведено не просто в России, но и во всём мире. А касаемо шифрования, разве что только таким способом попробовать разговаривать с заграничными компаниями:

Есть ключи шифрования в интернете? А если найду?
— Анатолий Кравченко (@tikaipo) July 7, 2016

Но что они ответят при этом, уже понятно и непрофессионалу в области международной дипломатии. Были в соцсетях ещё и такие советы:

@altnik1 @meduzaproject предлагаю ФСБ сделать большую связку для ключей, пусть все операторы идут туда и вешают свои ключи :)
— Mitchman (@michkovsky) July 7, 2016

И, кстати… Так, маленькое лирическое отступление — принятый Госдумой, одобренный СовФедом и подписанный Президентом законопроект попросту антиконституционен.

«Гарант конституции» подписал «закон», который нарушает статьи той самой конституции. В ответ народ кое-где в интернете пишет гадости
— Vasily Oblomov (@VS_Oblomov) July 7, 2016

Не нужно быть Вангой, чтобы понимать, как «непросто» станет сразу всем. Тем более, опыт создания заведомо странных и невыполнимых инициатив у России уже есть, плачевным итогом которого было чистосердечное признание ведомства в своём полном бессилии с последующей просьбой переложить почётную инициативу в совершении заведомых глупостей по штрафованию кафе за анонимные Wi-fi на кого-то другого. В случае с законом о тотальной слежке всё будет гораздо масштабнее. Так что готовьтесь, товарищи из взявших под козырёк ведомств.

Накануне одобрения Путиным закона о слежке сразу стали с разных сторон возникать голоса, в которых явно обнаруживаются отзвуки пилы, об особой обработке записываемых данных и перевода их в более сжатый вид. Можно только пожелать удачи будущим следователям, которым придётся прослушивать часы хрипяще-шипящих разговоров, а также копаться в какой-нибудь заархивированной абракадабре под названием «ЪычВампыАИаПфсыукчпипк.rar», не поддающейся без полного прочтения никакому анализу. Если господа стартаперы видят в этом возможность некоего быстрого поиска, оптимизированной обработки массива по ключевым словам, то окей — вперёд и с песней, только желательно сразу организовать трансляцию всего процесса по телевидению и подавать это как ежевечернее юмористическое шоу.