После марша «Антикапитализм-2012» корреспондент «НациАкцента» побеседовал с активистом московского отделения “Другой России” Александром. Уроженец Воронежа с сосредоточенным интеллигентным взглядом год назад приехал в столицу, чтобы бороться с режимом Путина. Помимо того, что Александр принимает активное участие в политической деятельности и публикуется в интернет-изданиях, он полиглот и знает четыре языка. Другоросс прояснил некоторые политические аспекты «Антикапитализма» и видение своей партией русского национализма:
— Раньше вашу партию воспринимали как лево-националистическую. Теперь вы ушли от русского национализма?
— Я не согласен с тем, что мы отходим от русского национализма. Стоит хотя бы прислушаться к лозунгам, которые сегодня скандировались: «Россия – все, остальное – ничто» или «Нация – Родина – Социализм». Это вполне националистическая тема, особенно учитывая отношение многих левых к России, русскому вопросу. Мы используем эти лозунги, хотя некоторым из присутствующих они не нравятся. Но у левых есть свои колонны, у нас — своя. Безусловно, нацболы – не антифашисты.
«Другая Россия», нацболы остаются левыми националистами. А лозунги мы подбираем в зависимости от ситуации и их актуальности. Например, для достижения общей цели — победы над «Единой Россией» — требования социальной справедливости могут поддержать, хотя бы на время, и крайне-левые и правые.
Мы не отказываемся от национализма, как и от национальных проблем современной России, созданных режимом Путина-Медведева. Тандему проще привлекать бесправных рабов – нелегальных иммигрантов, отнимать у них паспорта и держать в рабских условиях, чем давать местным русским жителям работу и соблюдать их трудовые нормы. Русские ведь будут требовать от властей выполнять их социальные права.
Режим, против которого другороссы выступают, абсолютно антинациональный бюрократический. Путин создал образ крутого парня, якобы, патриота. Но на самом деле сдает страну: акваторию Баренцева моря в Арктике отдал Норвегии, острова на Амуре – Китаю, запустил американцев в Среднюю Азию. Какого черта загонять янки к себе в подбрюшье? Путин ни разу не защищал права русских в Прибалтике, где правят режимы, которые непонятно по каким причинам лишают наших гражданских прав. Нацболы всегда выступают против подобной политики, выступали раньше и выступать будут. Мы исходим из того, что политика страны должна исходить из интересов большинства – русских. Мы составляем 80 населения. Интересы этнических русских – в первую очередь. Но поскольку мы хотим, чтобы страна была сильной и влияла на политику в мире, то считаем, что нужно и необходимо стремиться урегулировать, желательно мирным путем, проблемы между этническими группами. Особенно труднейший кризис на Северном Кавказе.
— Отдельные нацболы активно посещают столичные «Русские марши». Почему «Другая Россия» в этом году не выйдет на марш как организация?
— Изначально, когда идея «Русского марша» только появилась, она была очень интересной. Особенно когда акции проходили в центре города. Но, к сожалению, теперь нам совершенно непонятно, когда огромная толпа людей, молодые русские националисты — сильные и храбрые идут на какую-то окраину, подальше от метро. Линия организаторов «Русского марша» устраивать в спальных районах раз в год многочисленное юбилейное шествие не имеет политической цели. Не пойди лидеры националистов на соглашение с властью, а организуй несанкционированный марш в центре Москвы, с предсказуемым винтиловом, событие привлекло бы гораздо большее внимание общественности.
— В стане правых есть уклон влево, в большинстве пока на уровне интернет-баталий. Но существует и реальная лево-националистическая ассоциация «Вольница».
— Каждый имеет право на существование, если ему по силам доказать свою правду. Бюрократический режим Путина очень жестокий, и нацболы себя отстояли: двенадцать человек убиты, почти двести репрессированных, около 170 отсиженных активистами лет в тюрьмах и на зонах. Пройдя через все репрессии, нацболы выжили и остались на политическом поле России. “Вольница” объявилась недавно, вышла на некоторые оппозиционные митинги и пикеты, в интернете кое-где популярна. Мы не даем им характеристики, а официальных отношений не поддерживаем. Пока смотрим со стороны, как они живут, ждем, как они себя проявят. Особой активности за ними нет, как и творческих и креативных акций, подобных имеющимся за плечами у нацболов.
— Как все-таки понимать моду на левое и анархизм у националистов?
Наверное речь идет об определенных изменениях в жизни, когда нет ни чистого либерализма, ни демократии. В наши дни берут смешанные лозунги, например социал-либерализм, как делает «Демократическая партия» США, или либералы заимствуют националистическую риторику, становясь право-либералами. Естественно, националисты на этом фоне ищут более свежие платформы. Так как они выступают за свой народ, но когда часть народа живет очень бедно, а другая богато, сложно назвать нормальным национализм без социальной базы. В России популярным должен стать социальный национализм, который не надо примешивать к Гитлеру или кому-то другому. Борьба за социальную справедливость и национальную в той или иной степени популярны у русского народа.
Если говорить об анархо-мотивах, то в большинстве случаев это просто мода. Плюс отвращение к современным государствам, где правят не эстетически красивые и сильные режимы, а серые и скучные — на Западе, и отжившие свой век тирании — на Востоке. Национал-анархизм представляет собой не желание создать что-то свое новое, а стремление отказаться от всего, что связано с государством.
— Последний вопрос. Почему другороссы ушли до окончания митинг, оставив ультралевых и анархистов в одиночестве?
— Для нас главным было пройти шествием, чтобы улицы Москвы снова услышали шаг нацболов и лозунги о социальной справедливости и борьбе за свои права. «Антикап» — добрая традиция, нацболы всегда активно участвовали в марше, раньше он проходил с большим размахом. “Другая Россия” все-таки отчасти левая партия, но мы отдельная политическая сила, потому ходим персональной колонной. Митинги сами по себе не имеют особого смысла, так как люди уже высказались на демонстрации, заявив, что «Россия — без буржуев». Зачем стоять на митинге и слушать тоже самое? В целом, «Антикапитализм-2012» состоялся вполне успешно, невзирая на практически зимнюю погоду. В колонне «Другой России» прошло около сотни членов партии и сочувствующих ее идеям.
Максим Собеский
НациАкцент