Писатель Михаил Веллер на «Эхо Москвы»:
О.БЫЧКОВА: Добрый вечер, добрый день. Это программа «Особое мнение», у микрофона – Ольга Бычкова, со своим особым мнением сегодня писатель Михаил Веллер. Михаил Иосифович, добрый вечер.
М.ВЕЛЛЕР: Добрый вечер. Вы предлагаете мне опять вылезти со своим особым мнением?
О.БЫЧКОВА: Да. Вы уже вылезли с ним практически. Уже залезать обратно поздно. Как той пасте в тюбик.
М.ВЕЛЛЕР: Ну что же. Я думаю, найдутся люди, которые помогут особым мнениям залезать обратно.
О.БЫЧКОВА: Ну, найдутся, да, да. Находятся. Мы это видим. Просто если вы сейчас намекаете на Геннадия Гудкова, то мы о нем будем позже говорить. А начать я хотела с другого человека. Я уж не знаю, было ли его мнение особым или не особым, или банальным, или пошлым. Трудно сказать. Но точно уголовно наказуемым. Потому что за возбуждение ненависти либо вражды, и всякий экстремизм, разжигание вражды к лицам определенной национальности осудили в Башкирии блогера, который разместил на своей странице Вконтакте портрет императора Александра Третьего с подписью «Россия для русских и по-русски. Александр Третий, российский император». Человека этого зовут Илья Машков. Ну и вот он за такую надпись Вконтакте получил реальный год исправительных работ и плюс еще 10% заработка в бюджет государства будет взыскано с него. Вот это справедливо? Жестоко?
М.ВЕЛЛЕР: Лиха беда начало.

О.БЫЧКОВА: А нечего писать «Россия для русских» и разжигать?
М.ВЕЛЛЕР: Нечего разжигать, зажигать и рассекать. Пару лет назад произошла ужасная история, подробности которой изгладились из памяти. В частности, было это в Омске или в Красноярске, для этих тупых москвичей вообще все, что восточнее Урала, рядом, хотя это гораздо длиннее и шире европейской части.
Вот там были расклеены внутри автобусов листовки, что нам тогда удастся окончательно победить Россию, когда нам удастся разделить русский, белорусский и украинский народы, и поселить между ними вражду.

О.БЫЧКОВА: Это либо Аллен Даллес, либо Маргарет Тэтчер.
М.ВЕЛЛЕР: Берите выше! Адольф Гитлер. То есть никто не имел ничего против этой совершенно патриотической интернациональной формулировки. Но, вот, авторство – оно совершенно шокировало власти. Потом искали, кто это написал. Нашли. Но, кажется, ограничились суровыми оргвыводами.
Что же касается «России для русских»…

О.БЫЧКОВА: А что надо было сделать с этой листовкой в этом автобусе?
М.ВЕЛЛЕР: Действительно, что надо было с ней сделать? Что надо было, то и сделали. Сурово, но справедливо соскоблили. Ну, что вообще делают с листовками? Их соскабливают и ловят подпольщиков, которые их расклеивают.
О.БЫЧКОВА: И блогера тоже соскоблили.
М.ВЕЛЛЕР: Блогер – это ерунда по сравнению с вершинами мирового искусства. Когда из школьной программы американской литературы соскоблили приключения Гекльберри Финна, оттуда выскоблили слова «негр» и «нигер». Это не потому, что Марк Твен был расистом, упаси бог! А потому что в те времена люди сплошь и рядом говорили так. А Марк Твен, как известно, был реалистом.
О.БЫЧКОВА: Так им надо было каждую страницу затирать.
М.ВЕЛЛЕР: Одно изъять, а второе напечатать, а, может быть, и вовсе не напечатать. Я думаю, что поскольку мы стремимся влиться в ВТО и во все прочие мировые сообщества…

О.БЫЧКОВА: Мы уже влились.
М.ВЕЛЛЕР: Вы знаете, Россия большая и литься будет долго. Где вливаться, где выливаться, где дыра образуется. Мы должны пересмотреть классику, потому что нас шокировало еще детей в 5-м классе: «Иль башку с широких плеч у татарина отсечь». Пушкин!
О.БЫЧКОВА: Разжигает. Разжигал.
М.ВЕЛЛЕР: Вот, мы тогда еще подумали: «А интересно, вот, каково татарам это читать? Вот там в Татарии это они тоже читают?» Ну, в те времена к этому относились как-то иначе. Ну, там все эти сцены веселых еврейских погромов у Гоголя в «Тарасе Бульбе» — ну это… Ну так что же, мы теперь Гоголя, Достоевского? Сейчас мы за всех возьмемся. А как Толстой французов-то не любил. Не любил он французов.
Если мы начнем это все пересматривать политкорректно… А если кто-то высказывался против однополой любви в мировой классике? Совершенно ужасно.

О.БЫЧКОВА: Не против, а за, наоборот.
М.ВЕЛЛЕР: Нет-нет. Если за, то в свое время Оскара Уайльда посадили. А сейчас он, конечно, давно реабилитирован. А, вот, если высказывались против, то теперь это не политкорректно, это разжигание соответствующей ненависти.
О.БЫЧКОВА: Нет, вы отстали: уже все наоборот у нас теперь. У нас наоборот теперь против сколько угодно, а, вот, за или даже просто что-нибудь скажи на эту тему, сразу пойдешь по другой статье противоположного свойства. Вы не в курсе?
М.ВЕЛЛЕР: Так. Это для меня слишком сложно. Я хочу сказать что? Мало ли кто сказал, что Россия для русских или для нерусских. Как это народ с восторгом повторял Высоцкого «Будет сидеть. Я сказал». Вот и будет сидеть, понимаете?
Государство дало понять своему электорату, что шутки кончились. И это и с Pussy Riot, и с Геннадием Гудковым, и с блогером, который стал известнее, чем был до того, как ему впаяли. Шутки кончились, будете ходить строем, делать, что сказано. Шаг влево, шаг вправо – экстремизм. На самом деле, шутки шутками, но суровая эпоха уже началась.

О.БЫЧКОВА: Шутки кончились, а что началось, вы говорите?
М.ВЕЛЛЕР: Суровая эпоха.
О.БЫЧКОВА: Ну, это непонятно. Мало ли… У нас каждая эпоха суровая.
М.ВЕЛЛЕР: Кому непонятно, посадят кого-нибудь еще.

О.БЫЧКОВА: Разъяснят.
М.ВЕЛЛЕР: Чего непонятного?
О.БЫЧКОВА: Разъяснят.

М.ВЕЛЛЕР: Разъяснят. Пригласят и разъяснят.

О.БЫЧКОВА: Сейчас мы это разъясним на примере Геннадия Гудкова, который сегодня был лишен депутатского мандата в Государственной Думе (кто бы удивлялся?). Мы это сделаем через минуту после очень небольшой рекламы. Я напомню, что с нами в программе «Особое мнение» писатель Михаил Веллер.
О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу «Особое мнение», у микрофона – Ольга Бычкова, с особым мнением – писатель Михаил Веллер. Ну так вот Геннадий Гудков, которого сегодня лишили депутатского мандата, он уже заявил журналистам, что опасается, что теперь его посадят и убьют. И, в общем, он при этом дал понять, что сдаваться не собирается. Не очень ли много шума, по-вашему, вокруг всей этой истории, в конце концов? Даже сегодня официальный телевизионный канал транслировал заседание в Государственной Думе, не целый день заседание, а ровно вот этот сюжет с Геннадием Гудковым.
М.ВЕЛЛЕР: Значит, было принято решение руководством канала показать, дабы другим не повадно было, дабы разъяснить населению, что так было, так будет. Как в одной книге Катаева? «Что депутат Марков заявил или Пуришкевич, или кто, так было и так будет».
Нет, я думаю, что шума не очень много. Дело здесь, конечно же, несколько в другом. Вот, как белое полотно и на нем процесс фотопроявки старинный, не цифровой. Проявляется один элемент, второй, третий, четвертый. И вот угадывается вся картина. И, вот, по Pussy Riot, по Машкову, по Гудкову, по Осиповой угадывается вся картина. Ну, что еще непонятно? Сколько нужно иметь извилин в мозгу для того, чтобы понять?
Особенно мне понравилось, что прошел этот саммит АТЭС, на котором мы так и не знаем, до чего они договорились. Гостиницы не сдали. Гостиницы строили не для того, чтобы в них жили съехавшиеся, а для того, чтобы на них денег в свой карман отрулить! Боже мой, ну, чего же тут непонятного? Поэтому цели, поставленные строительством, были достигнуты с успехом и, возможно, перекрыты.
Также мне очень понравился ответ лидера на то, что… Встает там какой-то молодой журналист, такой, молодой, но уже в теле, такой, с косичкой: «Как там насчет 600 миллиардов рублей?» А Путин справедливо говорит, что «я вас вообще не понимаю, о чем вы вообще говорите? 300 миллиардов – они пошли на газовую трубу, можно сказать, с Сахалина».
Я вот чего не понимаю. Таким образом несчастному…