Антиэкстремизм
Дела РОДовские. Что-то я обленилась и перестала писать отчеты — а пора уже, хотя бы понемногу, возвращаться к этой практике.

Текущие дела.

1. Правозащитный центр РОД занимается делом Марии Нечаевой, молодой москвички, избитой кавказцами в Бирюлево (да, опять там!) в ноябре 2013 года. В результате конфликта на выходе из ресторана несколько граждан «кавказской национальности» повалили Марию на землю и начали бить ногами, сломав ей несколько ребер. Досталось и ее спутнику, который пытался ее защитить.
Полиция приехала на место происшествия, те, кто бил девушку, были задержаны — но затем отпущены; и полиция, несмотря на очевидный характер правонарушения и явные и серьезные телесные повреждения, пыталась отказать в возбуждении уголовного дела. Наше вмешательство помогло дело все-таки возбудить и, надеемся, поможет довести его до победного конца.

NB: в этом деле проявился один спорный момент нашего законодательства.
Дознаватель довольно откровенно говорит, что довести дело до конца будет сложно, и вообще с такими историями полиция предпочитает не связываться. Почему? Да потому, что при групповом нападении или массовой драке всегда сложно найти конкретного виновника. Как здесь: Мария лежала на земле, ее били ногами, дело происходило в темноте — она, естественно, при этом не особо рассматривала тех, кто ее пинал, и не может сказать, кто именно сломал ей то или иное ребро. А закон требует найти именно того, кто нанес телесные повреждения, и карать именно и только его.

На практике дела о групповых нападениях/драках либо рассыпаются — не удается установить, кто сломал ребро, и всех отпускают; либо, чаще, виновный «назначается» более или менее произвольно, а остальные уходят невредимыми.
Быть может, было бы более сообразно со здравым смыслом в случаях группового нападения, повлекшего за собой телесные повреждения, если не удается установить конкретного виновника — «делить вину» на всех. Нападали-то они все вместе, и то, что ребро сломал именно этот, а не другой — случайность.

2. Правозащитный центр РОД ведет дело москвича, привлеченного по 282-й статье за публикацию в интернете. Имя «пострадавшего» и подробности дела не разглашаются по его просьбе. Мы надеемся, что дело заглохнет, не доходя до суда, или развалится в суде, поскольку там явно истекли все сроки давности.

NB: здесь сделаем примечание о методах наших ЦПЭ-шников.
В последнее время нами зафиксированы несколько случаев (один из них — в громком деле Тесака) своеобразного толкования следствием 282-й статьи.

Во второй части этой статьи, среди квалифицирующих признаков, есть такое отягчающее обстоятельство: «С применением насилия или угрозой его применения». По смыслу текста и по тому, как толкуется это обстоятельство в других статьях УК, речь идет о насилии при совершении преступления. Т.е., допустим, ворвался экстремист, размахивая револьвером, на радиостанцию, прогнал пинками диджея, занял его место — и как начал разжигать в прямом эфире!

Теперь же этот признак следователи начали искать в самих «разжигающих» текстах.
Разожгли вы, допустим, ненависть к социальной группе «чиновники», написав в своей уютной ЖЖ-шечке: «Чиновники — козлы!» Это 282, ч. 1, сравнительно пустяк. А если вы написали: «Чиновники — козлы, убить их всех мало!» — это уже ч. 2. Более тяжкая, по которой можно и арестовать, и посадить на 5 лет.
В общем, будьте осторожны, следите за собой, при разжигании тщательно подбирайте выражения.

3. Административное дело задержанных на пикете в поддержку Даниила Константинова (13 января).
Всем задержанным дана очная юридическая консультация, рекомендовано ходатайствовать о переносе разбирательства в суды по местам жительства. Будем надеяться, что где-нибудь по дороге от ОВД к районным судам эти дела заглохнут.

Законченные дела.

1. Получена благодарность от Ольги Игнашовой («девушки без паспорта»), которой мы помогали в прошлом году.

Я, Игнашова Ольга Владимировна, обращалась к вам с просьбой придать огласки мою историю по лишению паспорта РФ. Пишу Вам, чтобы поделиться своим счастьем – получением паспорта РФ! Еще с трудом это осознаю, но на этой неделе мне выдали новенький, долгожданный, причинивший столько боли и слез, и после его получения, спокойствие и радость – паспорт РФ!
Наталья Холмогорова, позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за вашу безвозмездную помощь и ваше соучастие и сопереживание в моей не простой ситуации. Благодаря Вам моя история получила огласку, благодаря Вам государственный орган ФМС, наконец-то, обратил на меня внимание (так как до Вашего вмешательства со мной даже не хотели разговаривать и грубо пытались отделаться) и начал активно выполнять свою непосредственную работу в помощи получения паспорта РФ. Более того, именно Вы вселили в меня надежду и силу для дальнейшей борьбы со службой ФМС. До «знакомства» с вами я была доведена до отчаяния, у меня просто не было сил дальше вести «войну» с чудовищной несправедливостью чиновников.

Большое, искреннее СПАСИБО вашему общественному движению (РОД) за быструю и прекрасную организацию в помощи и решении моей проблемы! Очень рада, что в нашем мире еще есть люди, которым не безразлична судьба русских соотечественников. Ваши труды не прошли даром и помогли мне бороться с властью, которая только на словах , а не на деле помогает возвращению на Родину русских соотечественников!

2. Закончился суд по делу Алексея Степкина, активиста из Щелково, обвиненного в «нападении на полицейского» (а то, что полицейский в штатском первый на него набросился и начал душить — это пустяк, не стоящий внимания). Мы участвовали в его защите и не раз писали об этом деле.

Суд завершился не полной победой, но вполне успешно. Наиболее тяжелые обвинения — в причинении телесных повреждений, в экстремизме — со Степкина сняты; остались только легкие статьи «Побои» и «Угроза убийством». Приговор — 2 года ограничения свободы (т.е. «домашний арест»), из которых около полутора он уже отбыл.

Думаю, с таким результатом можно Алексея поздравить. Хотя, конечно, оправдание было бы еще лучше. :)
А «потерпевший» полицейский, кстати, тем временем был уволен из полиции. Ибо выяснилось, что при поступлении на службу он скрыл наличие у себя азербайджанского гражданства, что запрещено законом.