Салют Приморским Партизанам

На прошлой неделе в Приморском краевом суде присяжные заседатели вынесли приговор по одному из эпизодов деятельности так называемой кировской банды.

Вердикт присяжных – признать всех участников группировки невиновными в убийстве четырех жителей поселка Кировского. Решение вызвало шквал эмоций и обсуждений. Двое из участников группировки, которые проходили только по этому эпизоду, после почти шести лет заключения были освобождены в зале суда.

(Не) партизанские истории

История кировской банды, больше известной как «приморские партизаны», корнями уходит в Кировский район Приморского края: именно оттуда родом все члены группировки. Там родились и выросли Алексей Никитин, Александр и Вадим Ковтун, Владимир Илютиков, Максим Кириллов, Роман Савченко, Андрей Сухарада и Александр Сладких.

В 2012 году «МК во Владивостоке» занялся своим расследованием этого дела. Обвинения и статьи Уголовного кодекса журналисты оставили Следственному комитету и суду, а сами начали разбираться в судьбе всех членов группировки. Тогда удалось выяснить, что организатором банды и идейным вдохновителем был Андрей Сухарада, который свел счеты с жизнью во время задержания.

Молодой лидер Андрей учился в средней школе № 1 в пгт Кировском. Учителя в один голос твердят, что до 7-го класса он был хорошим мальчиком и прилежным учеником, получал четверки и пятерки. Проблем у ребенка не было ни с учебой, ни с поведением. Но после того, как мальчик перешел в 7-й класс, его как будто подменили: начал увлекаться книгами по истории. А если точнее – о Второй мировой войне. Тяга к знаниям могла быть похвальной, но больше всего мальчика в этих книгах занимали деяния фашистов: их жестокость и акции по уничтожению людей. Так, в дневнике и тетрадях Андрея стали появляться страшные рисунки, и он, не скрывая, говорил, что его герой – Гитлер. А в 2001 году Андрей Сухарада и двое его друзей и одноклассников прошли по центральной улице поселка с флагом, который сами сделали из простыни и нашили на нее свастику. Позже трое парней решили бросить школу. Учиться они закончили в «вечерке».

Помимо учебников по истории и шитья флагов, Сухарада занимался в районном клубе «Патриот». Там же учились владеть оружием и драться все остальные будущие члены банды. Восхищение фашистами так просто не прошло – Сухарада подался в скинхеды. В 2006 году он вместе с друзьями избил китайца возле одного из ресторанов Владивостока. В том же году они избили еще одного гражданина КНР. За это его приговорили к условному сроку. Дальше, по некоторым данным, Сухарада подался в ислам. Когда его хоронили, вместо обычного похоронного марша звучали странные кавказские песни радикального толка (здесь откровенная и неприкрытая ложь от журнашлюх, прим.ПН14).

Судьба еще одного члена банды тоже довольно интересная. Александр Сладких был призван в армию. Он единственный из «приморских партизан», который отслужил. Как удалось узнать «МК во Владивостоке», изначально Сладких призвали в ВДВ, однако вскоре там выяснили, что в подростковом возрасте у него была попытка суицида. После того как всплыл этот факт, Александра перевели в обычную строевую часть. Но и там он не задержался: в марте 2009 года сбежал, прихватив с собой автомат и цинк с патронами. Его никто не хватился, и, по рассказам местных, Сладких разгуливал по поселку как ни в чем не бывало.

Биография остальных участников группировки не такая яркая: просто друзья-товарищи, пошедшие в банду за своими лидерами.

Ушли в партизаны

Первый эпизод банды датируется 2009 годом. Именно по нему и был пересмотр дела и новый приговор – невиновны. Как полагали следствие и государственный обвинитель, да и суд первой инстанции, «партизаны» убили четверых человек, своих односельчан. Они забрали у них наркотики, а машину сожгли. По делу проходили все, но вот только Алексей Никитин и Вадим Ковтун подозревались только в нем, а не в остальных «промыслах» молодежного объединения.

Народную «славу» группировке принесли другие деяния. В 2010 году «партизаны» совершили свои первые дерзкие нападения на сотрудников правоохранительных органов. В результате в феврале на улице Давыдова во Владивостоке один сотрудник милиции был убит, второй ранен. «Лесные братья» забрали с собой пистолет Макарова.

10 мая 2010 года банда напала на двоих парней и девушку неподалеку от Лесозаводска. Они забрали у своих жертв кошелек и телефоны. Следующее нападение – менее чем через неделю, в Спасске. Члены группировки напали на женщину — водителя такси. Они заперли несчастную в багажнике и несколько часов везли в неизвестном направлении. В конце концов, женщину выпустили посреди безлюдной дороги и пригрозили жестокой расправой, если она расскажет о произошедшем.

24 мая – еще один угон машины. На этот раз в районе Уссурийска. На пляже на берегу реки Уссури отдыхала компания людей. У одного из них был джип – «Ниссан-Сафари». Внезапно к пляжу бросилась толпа мужчин в масках и бронежилетах с криками «Всем стоять! Работает отдел по борьбе с наркотиками!». Хозяину джипа не удалось отстоять свой автомобиль.

Уже на следующий день после Уссурийска, 25 мая, «партизаны» подожгли отделение МВД на станции Варфоломеевка. Следующей ночью бандиты добрались до Дальнереченского района. Они прибыли в село Ракитное ночью, когда там был всего один милиционер – старшина милиции Александр Карась. Он услышал стук в дверь и просьбу о помощи. Действуя согласно инструкции, милиционер открыл дверь. Александр Карась был убит с особой жестокостью: уже мертвое тело продолжали резать и колоть ножами. Дома Александра ждали любимая жена и две дочери.

На поиски и задержание преступников бросили тяжелую технику – вертолеты и танки. В спецоперации участвовало больше 100 силовиков МВД, ФСБ и спецназа. «Партизаны» тем временем совершили еще ряд нападений. 29 мая был обстрелян автомобиль ДПС на 61-м км участка трассы Спасск-Дальний — Варфоломеевка, в результате перестрелки один милиционер получил ранения. 8 июня было совершено еще одно нападение на наряд ДПС — один милиционер погиб, другой ранен.

Задержание

Конец мая – начало июня 2010 года в Приморье прошли в невероятном напряжении. Именно тогда развернулась спецоперация по поиску и обезвреживанию «устойчивой вооруженной группы». В поиске преступников задействовали не только весь личный состав краевого УВД и войсковой спецконтингент, который прочесывал тайгу и деревни. Для того чтобы задержать членов банды, понадобились бронетранспортеры, боевые вертолеты и легкие танки.

Первым в руки силовиков попался Роман Савченко. Он написал явку с повинной, а его отец – письмо президенту: «Я хочу обратиться к президенту с просьбой, чтобы он направил компетентную комиссию в Приморский край. Чтобы наших детей не уничтожали, а взяли, как говорится, в плен и узнали истинную причину, из-за чего все началось. Все те, кто в бегах — Сухарада, Ковтун, мой сын и Кириллов, были избиты сотрудниками внутренних дел прямо в отделе внутренних дел за то, что не признают себя виновными и не берут чьей-то вины на себя». Также Владимир Савченко сообщал о намерении семьи просить убежища за границей.