Элосы. Как русское меньшинство Китая прошло чуму, войны, геноциды и хунвэйбинов, чтобы остаться собой.

В Китае всегда жило много племён и народностей. Сейчас правительство страны официально признаёт пятьдесят шесть. Одна из них — «элосы-цзу». Этим словом обозначают русское меньшинство, живущее в Китае уже несколько веков.

Белокожие, светлоглазые

Китайцы вовсе «открыли» для себя европеоидов гораздо раньше визита Марко Поло. В начале двадцатого века возле реки Тарим и в пустыне Такла-Макан нашли несколько десятков мумий явно одной культуры. Часть из них была монголодной внешности, но часть выглядела вполне по-европейски. Они, очевидно, принадлежали племени смешанного происхождения. Мумии были одеты в войлочные плащи и клетчатые гетры, у них был светлые или рыжие волосы. Возраст самых древних из нх, по современным оценкам, составляет двадцать тысяч лет.

Обитатели реки Тарим не были каким-то племенем, явившимся с запада только для того, чтобы умереть, не оставив среди китайцев следа. По свидетельству римского историка Плиния Старшего, цейлонское посольство при дворе императора Клавдия в первом веке до нашей эры описывало жителей западного Китая как высоких голубоглазых людей. Очевидно, народ таримских мумий постепенно ассимилировался и смешался с местным населением — до сих пор в тех местах можно встретить отдельные европейские черты вроде светлых глаз. Предполагают, что в Китай «таримцы» пришли из Южной Сибири.

Новый приток европейцев в Китай начался после прокладки Великого Шёлкового Пути. Как считается, первые русские в этих землях пришли вместе с ханом Хубилаем в составе его армии. Кроме них, в армии присутствовали половецкие отряды. Поскольку Хубилай стал китайским императором, его армия была расквартирована здесь же, и русские отряды жили в казармах к северу от Пекина.

Кроме того, в это время монгольские военачальники отсылали ко двору императора русских пленников, как мужчин, так и целые семьи. Так в Китай в тридцатые года четырнадцатого века было прислано почти три тысячи русских рабов.

В семнадцатом веке в императорской гвардии служили казаки из захваченного китайцами острога Албазин. В китайские войска после поражения перешли служить около ста казаков, а с ними приехали семьи. Русская сотня вошла в состав элитной части «Знамени с жёлтой каймой». Для удобства фамилии казаков сильно сократили: так, Яковлевы стали Яо, Дубинины — Ду, и так далее.

Из политических соображений русскую сотню наделяли разного рода привилегиями. Под православный храм (а у сотни был и свой священник) отдали один из буддистских храмов, семьям даровали дома. Однако диаспора была так мала, что уже к восемнадцатому веку казаки смешалсь с манчжурами до полного неразличения, хотя и продолжали считать себя албазинцами.

В восемнадцатом веке о них вспомнила Россия: албазинцы стали предлогом для того, чтобы попросить разрешения открыть в Китае православную миссию. Хотя веры предков потомки казаков уже толком не помнили, но сохраняли как семейные святыни нательные крестики и домашние иконы. Увы, албазинцы миссию разочаровали. Казаки считались наследственно принадлежащими к императорской гвардии, и это сделало их заносчивыми. Священники и купцы из России писали, что албазинец «в нравственном отношении в лучшем случае — тунеядец, живущий подачками, а в худшем — пьяница и плут».

Священники проводили огромную работу с «китайскими русскими» уже даже не по указке, а из национального самолюбия, желая выправить их образ жизни — и образ в глазах окружающего населения. И в девятнадцатом веке плоды этой работы уже были заметны.

Увы, именно обратная руссификация сослужила албазинцам дурную службу. Диаспора в тысячу человек была объявлена местными националистами европейцами, чужаками, врагами. Во время Боксёрского восстания в 1900 году прошли погромы албазинцев, треть русского населения Китая оказалась зверски убита. Притом российские русские спрятались в Посольском квартале Пекина — у албазинцев такой защиты не было, их забивали на порогах домов. Выжили в основном те, кто отрёкся от православия и связи с Россией.

Железные дороги, чума и революция

Во время строительства южной ветки российской Транссибирской магистрали, проходящей через Манчжурию, в Китае оказалось множество русских — строителей, инженеров и тех, кто должен был их обслуживать. Пришли сюда снова и русские купцы. Часть русских практически сразу осела в Харбине.

Надо сказать, Российской Империи несказанно повезло с этой стройкой, потому что именно она предотвратила распространение эпидемии чумы из Китая по Сибири. Впрочем, она же стала причиной эпидемии в Китае. Осенью 1910 года среди охотников на тарбаганов — местной разновидности сусликов — началась чума. Этой болезнью часто болели зверьки, на которых они охотились. Охотники заразили китайских рабочих, строивших российскую железную дорогу. Чума моментально распространилась вдоль линии стройки, вглубь страны, и грозила так же быстро пойти и наружу, в Сибирь и Приморье.

Китайские врачи быстро определили, что имеют дело с самой страшной формой чумы — лёгочной. Она передаётся воздушно-капельным путём и шансов выжить у заразившегося в разы меньше, чем у того, кто болеет бубонной чумой — а ведь при бубонной чуме смертность превышает девяносто процентов. Российские врачи в Харбине сформировали противочумной отряд, который должен был остановить эпидемию на границе с Россией. В его состав входили первые россиянки с медицинским образованием.

Одновременно с ним действовал, конечно же, китайский противочумной отряд во главе с теперь уже легендарным доктором У Ляньдэ — он-то и забил тревогу в самом начале эпидемии. В отряде китайцев было намного меньше человек, сказывалась нехватка передового медицинского образования в стране.

В первую очередь необходимо было остановить заразу, введя карантин и начав кремировать трупы — последнее по китайским законам было недопустимо, но У Ляньдэ сумел добиться разрешения. Во вторую врачи честно пытались отыскать средство, чтобы вылечить больных. Использовались сыворотки Хавкина и Йерсена, но увы, они продлевали жизнь на пару дней, не больше. Рекорд по длительности жизни после заражения поставил русский студент-медик Беляев, член противочумного отряда. Он жил целых девять дней.