Лена Белая

Лена Белая в мире животных. Как оперативники Центра «Э» ищут автора статьи об их культурном досуге.

В октябре силовики провели обыск у иркутской правой активистки, отвезли ее в Следственный комитет и вручили повестку на допрос по делу об экстремизме. Сама националистка называет эти следственные действия местью: сотрудники иркутского Центра «Э» считают ее автором анонимной публикации, в которой были собраны компрометирующие фото и видео с их личных страниц «ВКонтакте».

«Гамаюн пьяный в говно *****, поэтому не судите его строго, *****, ну, как есть», — говорит круглолицый русый мужчина на камеру, которую держит его товарищ. «Гамаюн» — сотрудник иркутского Центра по противодействию экстремизму МВД Денис Гамаюнов, а едкий комментарий о состоянии полицейского отпускает его коллега Олег Бабков.

На другой записи Бабков наполняет фляжку водкой.

— Сколько я таких фляжек хоккейных назаливал… — произносит чей-то голос, пока Бабков льет в воронку водку.

— Ребят, человек-то опытный просто, — нетрезвым голосом добавляет его приятель.

— Ну конечно. Будем проносить, ребят, на хоккей эти фляжечки. Борис Беккер говорит, я, говорит, замерзну, — балагурит первый.

Иркутский ЦПЭ

Благодаря тому, что оперативники подразделения довольно подробно документировали свои застолья в соцсетях, «Правые новости» в 2016 году смогли опубликовать заметку «В мире животных: культурный досуг сотрудников иркутского центра «Э»», живописавшую быт и нравы силовиков, столь нелюбимых ультраправыми активистами — на сайте издания даже есть раздел, целиком посвященный этой структуре МВД.

Помимо видео, в статье приводились фотографии из соцсетей силовиков: они выпивают, едят суши в сауне, позируют с выпивкой; на одном групповом портрете, где запечатлены десять человек, указаны имена пятерых из них; есть даже скриншот страницы «ВКонтакте», якобы принадлежащей Олегу Бабкову — на ней была размещена порнография.

«Правые новости» (ПН14) — популярный среди российских неонацистов ресурс, известный за пределами ультраправой субкультуры в первую очередь своей криминальной хроникой: о преступлениях, совершенных мигрантами, издание пишет в узнаваемой экспрессивной манере.

«Большинство попадающих в кадр собутыльников Бабкова и Гамаюнова являются их действующими или бывшими коллегами, — предупреждали «Правые новости». — Будьте осторожны и помните: неприметный соседский алкоголик может оказаться сотрудником центра «Э», а специально обученные извращенцы способны выискивать на вашей страничке «ВКонтакте» экстремистские материалы».

В конце текста приводились данные восьмерых предполагаемых оперативников иркутского Центра «Э»: у кого-то — только фамилии и имена, но некоторым повезло меньше, и в открытый доступ попали их фотографии, сведения о семейном положении и наличии детей.

Заметка вышла без указания автора. «Благодарим наших читателей за титанический труд по сбору компромата», — отмечало издание на своей странице «ВКонтакте». В комментариях к статье читатели оставили 353 записи, причем вечером после публикации там состоялся примечательный диалог между пользователем Antonio, утверждавшим, что он может удалить текст при соблюдении некоторых условий, и пользователем «Михаил Петров», который этого активно добивался. Позже «Правые новости» предположат, что «Михаил Петров» — это Олег Бабков, один из героев материала.

— Для начала извинись перед НС (национал-социалистами — МЗ) за свое существование, — называет свое первое требование Antonio.

— Если ты собираешься и дальше играть в игрушки, то счастливо оставаться. Пиши по делу или я ушел, — отвечает «Михаил Петров».

— Ответь на вопрос и будешь свободен. На какой тачке [один из героев статьи, сотрудник Центра «Э» Алексей] Подпругин катается?

«Михаил Петров» поначалу пишет, что не раскроет номер автомобиля, но несколькими часами позже Antonio публикует скриншот личного сообщения от «Михаила Петрова»: «Chevrolet Tahoe белая, Р900УХ (38 регион), год выпуска не знаю. Теперь удаляй статью».

Статью ожидаемо не удаляют, «Михаил Петров» называет других комментаторов «чмошниками». «За свой гнилой базар отвечать будете», — обещает он. Через две недели «Правые новости» публикуют другую статью — «Замначальника иркутского ЦПЭ сменил пол после прочтения статьи на ПН14». В ней утверждалось, что Бабков сначала переименовал, а позже удалил свою страницу «ВКонтакте» и стер все публикации в инстаграме.

«Тем не менее, не все прошло так гладко, как хотелось бы нашим героям: при чистке страниц удаляемые ранее скрытые друзья переводились в раздел подписчиков, становясь доступными для всеобщего обозрения. Таким образом незадачливыми конспираторами из иркутского ЦПЭ было спалено еще несколько их «рабочих» аккаунтов, с которых осуществлялась слежка за страницами других пользователей. А с удалением из «ВКонтакте» заместителя начальника регионального ЦПЭ А.В. Адуллина и вовсе случился каламбур — некоторое время можно было наблюдать, что на странице Адуллина был указан женский пол, а в графе «семейное положение» — не замужем», — говорилось в тексте.

Анонимная публикация обернулась неприятностями для правых активистов Иркутска. Один из них говорит, что оперативники звонили ему в день выхода заметки, а позже заехали за ним на машине. «Где-то в течение получаса катались по городу и опрашивали, кого знаю, кто мог бы написать [текст]. Очень сильно ругались по поводу этой статьи, так как их отстранили от всех текущих дел», — вспоминает собеседник «Медиазоны», отмечая, что больше его по этому поводу не беспокоили.

По словам местной правой активистки Лены Белой (по просьбе героини «Медиазона» не указывает ее настоящую фамилию; Белая — псевдоним, которым она пользуется во «ВКонтакте»), подобные беседы проводились с несколькими националистами, у которых оперативники надеялись выяснить, кто же собирал их данные для заметки.

В конце концов, говорит Лена, авторство текста приписали ей. «Они думают, что эту статью написала я, хотя доказательств у них никаких нет и быть не может. Я часто посещала митинги в городе и вела там фотосъемку, они все время просили меня удалить фотографии, угрожали сломать фотоаппарат, забрать меня в отдел. Думают, что фотографии, которые в этой статье, сделаны мной», — утверждает она.

«В 2016 году был даже случай: на улице меня остановила «Приора», в ней сидели два «эшника», и они пытались силой затащить меня к себе в автомобиль, хотели увезти меня в местный отдел якобы за нецензурную брань, у них ничего не вышло, так как внезапно появились свидетели, и один из силовиков, уходя, сказал: «Фотографии удали»», — рассказывает девушка.

Один из иркутских левых активистов сообщил «Медиазоне», что слышал от оперативников Центра «Э», будто они считают Белую автором заметки на «Правых новостях». Сама Лена считает, что оперативники до сих пор ищут случая ей отомстить.