антисемитизм

Осуждать Холокост, но не одобрять политику Израиля — это антисемитизм? Что говорят исследования о неприязни к евреям в России и других странах.

В конце ноября канал CNN опубликовал исследование об антисемитизме в Европе: всего 10% из опрошенных в семи странах людей признались в неприязни к евреям. Исследование, проведенное «Левада-центром» в 2016 году, подтверждает, что и в России открытый антисемитизм снизился до исторического минимума. При этом почти 40% россиян выступают за то, чтобы ограничить количество евреев во власти, а атака на синагогу в Питсбурге в конце октября стала самым кровавым антиеврейским преступлением в истории США. Дмитрий Карцев разобрался в том, что такое современный антисемитизм, насколько он распространен — и как его распознать.

У антисемитизма есть определение. Но не всем оно нравится

В 1998 году по инициативе премьер-министра Швеции Йорана Перссона был создан Международный альянс в память о Холокосте, куда сегодня входит 31 государство. К 2004 году альянс разработал «Рабочее определение антисемитизма» — на то, чтобы его утвердить, понадобилось еще 12 лет. Сейчас это определение официально используется во внутренних документах правительств восьми стран — Великобритании, Израиля, Австрии, Румынии, Германии, Болгарии, Литвы и Македонии. Его также поддержал Европарламент.

Под антисемитизмом понимается «определенное отношение к евреям, которое можно охарактеризовать как ненависть. Словесные и физические проявления антисемитизма направлены на евреев или неевреев и (или) на их собственность, на еврейские институции и религиозные организации». В том же документе перечислены основные примеры антисемитизма в современном мире:

1) убийства евреев или призывы к ним;
2) распространение лживых, бесчеловечных, очерняющих или стереотипных суждений о евреях как таковых или о еврейской коллективной власти. Одно из таких — миф о всемирном еврейском заговоре или о евреях, которые контролируют СМИ, экономику, правительства и другие институты общества и власти;
3) приписывание евреям ответственности за реальные или надуманные проступки отдельных людей или групп. Или даже за действия, совершенные неевреями;
4) различные формы отрицания Холокоста и утверждение, что евреи как народ и Израиль как государство «изобрели» его или преувеличивают масштабы;
5) обвинение граждан еврейского происхождения в большей лояльности государству Израиль, чем своей стране. Приписывание евреям коллективной ответственности за политику Израиля;
6) отрицание права еврейского народа на самоопределение, например характеристика государства Израиль как расистского проекта;
7) использование символики и ассоциаций, связанных с классическим антисемитизмом (например, обвинение евреев в убийстве Христа или «кровавый навет»), для характеристики Израиля или израильтян;
8) приравнивание современного Израиля к нацистской Германии;
9) требование, чтобы Израиль «вел такую политику, которую не требуют и не ожидают от любого другого демократического государства». Например, чтобы он был более «миролюбивым» к террористам, чем любая другая страна в аналогичных обстоятельствах.

Пять пунктов, которые прямо касаются Израиля, категорически не устраивают некоторых экспертов. Так, по их мнению, формулировка последнего слишком размыта и фактически воспрещает любую критику правительства этой страны. В феврале 2017 года 244 британских ученых подписали протестную петицию: по их мнению, «Рабочее определение» угрожает академической свободе слова, поскольку объявляет любую негативную оценку Израиля антисемитизмом.

Те, кто критикуют Израиль, не всегда антисемиты. Но часто

С начала 1970-х годов в социальных науках появился термин «новый антисемитизм». Канадский юрист, правозащитник и бывший министр юстиции Канады Ирвин Котлер считает, что традиционный антисемитизм отрицал равные права евреев в тех обществах, где они проживали, а новый отвергает право евреев на собственное государство.

Англо-американский историк Бернард Льюис называл этот феномен «третьей волной» антисемитизма. В основе первой лежали религиозные предрассудки («евреи распяли Христа»), второй — расовые («евреи загрязняют кровь»), нынешней — идеологические («евреи украли землю под свое государство»). Одно из ярких проявлений нового антисемитизма, по мнению сторонников этой концепции, — сравнение Израиля с нацистской Германией.

Как отмечает американский ученый Джек Фишел, к сторонникам нового антисемитизма относят не только крайне правых радикалов — привычных «старых» антисемитов, — но и левых активистов и исламистов. По мнению исследователя, исламисты считают себя и своих единоверцев коллективными жертвами Израиля; левые объявляют себя защитниками прав угнетенных арабов и отказывают еврейскому народу в праве на самоопределение. Некоторые ученые полагают, что традиционные антисемитские клише заимствовало антиглобалистское движение, но их оппоненты уверены, что такие заявления — просто политический прием.

Противники концепции нового антисемитизма считают, что она делает невозможным рациональный разговор о политике Израиля, фактически приравнивая критику этой политики к средневековым предрассудкам. По их мнению, сравнение израильской политики с нацизмом не может считаться заведомо антисемитским, поскольку аналогичный риторический прием нередко применяется в отношении множества других стран и режимов.

Израильский политик советского происхождения Натан Щаранский предложил «3Д-тест» для проверки критического отношения к Израилю на предмет антисемитизма. Согласно этой точке зрения, критика Израиля становится антисемитской, если включает хотя бы одно из «Д»:

1) Делегитимацию, то есть представление о том, что еврейский народ не имеет права на самоопределение, а Израиль, в свою очередь, — права на существование (как минимум — в его нынешнем виде).
2) Демонизацию — изображение евреев и Израиля как главного источника мирового зла или организатора и выгодоприобретателя негативных процессов, происходящих в других странах и с другими народами.
3) Двойные стандарты — «эксклюзивную» критику в адрес Израиля и игнорирование схожих негативных явлений в других странах. Например, это может быть настойчивое подчеркивание, что именно Израиль создан на «чужой» земле, хотя большинство современных стран появились в результате завоеваний и насильственного определения границ.

Иными словами, если вы критикуете Израиль за его внутреннюю политику, несоблюдение прав человека или позицию в конфликте с палестинскими беженцами, но не ставите под сомнение само право этого государства на существование и не приписываете ему каких-либо беспрецедентных преступлений, то вы не антисемит.