Подброшенное оружие привело к чистке в полиции. Бывшего оперативника проверяют на причастность к инциденту в ТОАЗе.
Начальник ГУВД по Самарской области Александр Винников принял решение уволить со службы бывшего оперативника Центра по противодействию экстремизму майора Александра Перцева в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. В отношении него проводится доследственная проверка: правоохранители считают, что бывший полицейский мог являться членом группировки, организованной экс-начальником службы безопасности Бориса Березовского Сергеем Соколовым, арестованным в январе прошлого года за подброс оружия и боеприпасов на территорию ПАО «Тольяттиазот». Для того чтобы подставить руководство предприятия, Сергею Соколову и понадобилось соучастие майора Перцева и сотрудников службы безопасности химпредприятия.
Майор полиции Александр Перцев занимал до последнего момента должность старшего оперуполномоченного отдела оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты отдела оперативно-разыскной части ГУ МВД России по Самарской области. На этот пост он был переведен из Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ), после того как в январе прошлого года были арестованы бывший руководитель охраны Бориса Березовского Сергей Соколов, руководитель информационного центра «Аналитика и бизнес» Руслан Мильченко, экс-глава службы безопасности ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) Олег Антошин и его заместитель Алексей Алексеев. Все они проходят по делу о подбросе оружия и взрывчатки на территорию ТОАЗа. Уже тогда следствие предполагало, что осуществить задуманное группа Соколова не могла без участия самарских силовиков, и их активно стало выявлять местное управление ФСБ. Майора Перцева уволили «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел», в отношении него уже проводится доследованная проверка по фактам незаконного оборота оружия (ст. 222 УК РФ) и боеприпасов (ст. 222.1 УК РФ). Данное решение напрямую связано с новыми обстоятельствами уголовного дела в отношении экс-главы охранного предприятия «Атолл-1» Сергея Соколова, известного по сбору компромата на высшее руководство страны по заданию Бориса Березовского. По версии следствия, одной из целей Сергея Соколова было содействие смене руководства ОАО ТОАЗ. Заказчик представлял интересы некой финансово-промышленной группы, пытавшейся осуществить рейдерский захват тольяттинского предприятия. План состоял в том, чтобы предать огласке темы якобы имевших место утечек аммиака на заводе, задержек с выплатой зарплаты рабочим и т. п. и добиться таким образом масштабных проверок в ТОАЗе. Сергей Соколов утверждает, что сам предложил заказчику разыграть террористическую тему, получил от него согласие и $1 млн на реализацию замысла. Директор ООО «ФИЦ «Аналитика и безопасность»» Руслан Мильченко, экс-начальник службы безопасности ТОАЗа Олег Антошин и его заместитель Алексей Алексеев, привлеченные для осуществления данного плана, дали по этому делу признательные показания.
Согласно показаниям Олега Антошина, для реализации мероприятий по дискредитации гендиректора ТОАЗа Вячеслава Суслова и гендиректора ООО «МСА Строй» Магомеда Шишханова, арендовавшего офис на территории ТОАЗа и выполнявшего там строительные работы, он привлек сотрудников ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области, в частности Александра Перцева. Олег Антошин подготовил поддельную информационную справку, которая содержала компрометирующую информацию, согласно которой Магомед Шишханов якобы являлся лидером одной из чеченских ОПГ в Тольятти и финансировал запрещенную в РФ террористическую организацию «Джебхат ан-Нусра».
Далее злоумышленники приняли решение для привлечения внимания общественности к дискредитируемым лицам разместить в офисе ООО «МСА-Строй» литературу экстремистского характера. Олег Антошин, по данным Руслана Мильченко, предложил помимо экстремистской литературы подбросить еще и огнестрельное оружие. Бывший милиционер Антошин приобрел гранатомет РПГ-18 «Муха», несколько автоматов Калашникова и десяток тротиловых шашек. Оружие и взрывчатка с помощью охранников ТОАЗа были спрятаны в офисе «МСА Строй», расположенном на заводской территории. Там же были положены фотографии цехов ТОАЗа, скопированные из интернета призывы сирийских боевиков на чеченском языке и написанные якобы ими же от руки послания некоему Магомеду. Вторую же часть арсенала злоумышленники планировали подбросить в дом или автомобиль Магомеда Шишханова, чтобы связать два схрона между собой. Олег Антошин в своих показаниях сообщил, что майор Перцев согласился это сделать за 1,5 млн руб. В свою очередь, для реализации этой схемы полицейский прибегнул к помощи местной ОПГ Вячеслава Трикоза. Если первую часть плана группа Соколова смогла осуществить и пронести оружие на территорию режимного предприятие, то вторая, за которую якобы отвечал майор Перцев, закончилась провалом. Об этом в своих показаниях подробно рассказал Сергей Соколов: «В декабре 2016 года Антошин О. А. мне сообщил, что Шишханова М. А. сильно избили неизвестные ему лица. Я был удивлен и попросил уточнить ситуацию. Антошин О. А. позже сообщил, что, со слов Перцева А. В., лица, проводившие по указанию мероприятия по подбросу оружия и информационного носителя, проводили наблюдение за Шишхановым М. А. и по указанию Перцева совершили на него разбойное нападение, так как не смогли в течение длительного времени провести мероприятия по подбросу автомата АК-74». Нападение на предпринимателя якобы осуществил член ОПГ Вячеслава Трикоза известный боец ММА Рим Хазиахметов. Последний был арестован, и сейчас уголовное дело в отношении него готовится к передаче в суд.
УФСБ предполагает, что помимо Александра Перцева к этому резонансному преступлению могут быть причастны и другие самарские полицейские. Так, в деле фигурирует еще один бывший сотрудник ЦПЭ Артем Илларионов, уволившийся из органов внутренних дел летом прошлого года. Последний попал в поле зрения силовиков, когда в мае 2018 года вместе с Александром Перцевым пытался помочь избежать задержания «авторитету» Вячеславу Трикозу, находящемуся в федеральном розыске по подозрению в вымогательстве. В этот список также попал и бывший руководитель ЦПЭ, ныне замначальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Самарской области Алексей Максимов. Именно полковник Максимов в ноябре прошлого года, после начала судебного процесса в отношении Вячеслава Трикоза, написал на имя председателя Автозаводского районного суда Бориса Николаева обращение, в котором указал, что Вячеслав Трикоз помогал самарской полиции в раскрытии преступлений, и попросил учесть этот факт при вынесении приговора (в результате по статье о вымогательстве Вячеслав Трикоз получил четыре года колонии строгого режима). Сразу после того, как стало известно об этом обращении, начальник ГУВД по Самарской области инициировал в отношении подчиненного служебную проверку, а в регион были направлены сотрудники управления собственной безопасности из центрального аппарата МВД. В УФСБ же подозревают, что активность полицейских в деле Вячеслава Трикоза могла быть вызвана опасениями дачи им показаний по делу обнаружения схрона на территории ТОАЗа. По информации “Ъ”, по итогам проведенной проверки могут быть возбуждены новые уголовные дела. В ГУ МВД России по Самарской области факт проверок не опровергли, но от комментариев отказались.