Убивал русских и украинок, потому что от него сбежала узбекская девушка: узбекский Чикатило расправился с 10 женщинами. После приговора в России Бахтиера Матякубова выдворят на родину, где ему грозит пожизненное заключение. Из 10 убитых — 6 славянок, 1 предположительно полукровка и 3 жительницы Узбекистана неизвестной национальности.

С таким упоением и наигранной невинной улыбкой об убийствах в Мосгорсуде, похоже, еще никто не рассказывал. На скамье подсудимых — серийный маньяк, гражданин Узбекистана, 46-летний Бахтиер Матякубов. Формально вину он признает, но раскаяния и близко нет: «да, убивал», «да, повторю если надо». Уже в СИЗО убийца принял православие — еще один узбекский хитрый ход.

«СОЧЕТАНИЕ НЕВЫСОКИХ УЗБЕКСКИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРИМИТИВНЫХ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»

На счету маньяка 10 женщин. Пятерых он убил в Москве, троих на родине в Узбекистане и еще двоих на Украине. И все это за четыре месяца 2015-го года. Первое убийство Бахтиер совершил в Москве, после чего сразу улетел в Узбекистан, где жестоко расправился с тремя женщинами. Потом убил двоих на Украине и снова вернулся в Москву, где лишил жизни еще четверых. Почувствовав скорый арест, он опять бежит в Киев, где в одном из хостелов и был задержан (см. «Хронология событий»).

Украинский суд признал его виновным в двух убийствах, совершенных с особой жестокостью и приговорил к пожизненному лишению свободы. Почти сразу после приговора в начале 2017-го года маньяка экстрадировали в Москву, и за дело взялись столичные следователи.

Криминальное чтиво из 11 томов сейчас разбирают в суде. На заседаниях побывала корреспондент «Комсомолки», ей удалось заглянуть в материалы уголовного дела и пообщаться с маньяком. Так зачем же Матякубов убивал москвичек, и как в городе, напичканном камерами видеонаблюдения, ему удавалось уходить от наказания?

Кстати, Мятякубов прошел все судебно-психиатрические экспертизы. Он был не только признан вменяемым, но и совершал преступления будучи не в состоянии аффекта.

Из материалов уголовного дела (характеристика, которую дали Матякубову эксперты):

«Его отличает сочетание невысоких умственных способностей и примитивной ценностно-мотивационной сферы с выраженными слабоумием и эгоцентризмом на фоне эмоциональной неустойчивости. Ему присуще низкое чувство вины и отвественности, а так же неспособность к пониманию чувств и переживаний окружающих. При этом отмечается высокая требовательность к другим людям, которые должны соответствовать его ожиданиям».

ПЕРВЫЙ СРОК — ЗА РАЗБОЙ

Первый свой срок Матякубов получил в Узбекистане за разбой. В магазине напал на женщину и обчистил кассу. 19-летнего грабителя приговорили к 15 годам строгого режима. На свободе за хорошее поведение он оказался спустя 12 лет. Но это не помешало ему в 2006-м перебраться в Москву.

— То, что, будучи судимым в Узбекистане, он сумел въехать в Россию — результат нашей излишне лояльной миграционной политики, — прокомментировал «КП» Игорь Белобородов, начальник сектора демографии Российского института стратегических исследований (РИСИ). — Пересечь границу можно как легально, так и используя противозаконные способы. К примеру, граждане Узбекистана успешно используют документы родственников, или делают новые паспорта. У них паспорт получить, как чихнуть. Можно новый документ в любом городе заказать, хоть 20 штук за год. На границе наших стран предельно высока коррупционная составляющая. Этот конкретный случай просто кричит о том, что России срочно нужно менять миграционную политику. Нам что своих преступников мало, что мы чужих так радушно принимаем?

В России Матякубов официально нигде не работал. Деньги ему присылал отец, у которого в Узбекистане свой продуктовый магазин. Летом 2007 года в подмосковных Химках Матякубов напал на продавца магазина. За разбой получил 7 лет. Условно-досрочно освободился в октябре 2014 года. Казалось бы, теперь его должны были выслать, но этого не произошло. Сейчас следователи рапортуют, что «в адрес участкового полиции, который должен был контролировать действия Матякубова, находившегося под УДО, было внесено представление». Звучит как издевательство над родными погибших женщин. Преступник свободно передвигался по Москве, несколько раз выезжал и возвращался. Можно сказать, мотался туда-сюда между тремя странами. Ездил на автобусе (только один раз сел на самолет), где не так строго с проверкой документов, и всегда через Украину.

ЮЛИЯ АНПИЛОВА: «ОНА БЫЛА ТАКАЯ КРАСИВАЯ И СОВСЕМ ОДНА»

Свое первое убийство он совершит всего через два месяца после освобождения. В новогоднюю ночь 1 января 2015 года.

— Я вышел из колонии и стал жить в Москве на съемной квартире с девушкой. Моя землячка, из Узбекистана. Мы вместе отмечали Новый год, и все было хорошо, пока я случайно не прочитал ее переписку в телефоне с другим мужчиной. Я тогда понял, что значит фраза «земля уходит из-под ног «. Был очень зол, готов был ее на куски порвать. Она это почувствовала и сбежала. Я сразу догадался, что она поедет на Курский вокзал. Взял ключи от машины брата и рванул за ней. Хотел в последний раз ей в глаза посмотреть. Нашел! Она на перроне стояла и с каким-то мужиком разговаривала. Убил бы их обоих, но на вокзале были люди, и я понимал, что меня быстро примут менты.

Матякубов твердо решил, что будет убивать женщин. С собой у него был нож «Шархан», без которого, как он сам признался следователям, из дома он не выходил. Он вернулся в машину брата и просто поехал вперед.

Голосующую на дороге москвичку Матякубов заметил недалеко от станции метро «Люблино».

— Она была такая красивая и совсем одна. Я остановился, и она спокойно села в машину. Вообще меня не боялась, сидела, уткнувшись в свой телефон, и с кем-то переписывалась. В какой-то момент я ее пожалел и передумал убивать. Но потом задал всего два вопроса: замужем ли она и есть ли дети. Она заявила, что замужем и двое детей.

Ответом, который, как выяснилось позже, оказался враньем (женщина просто хотела казаться недоступной замужней дамой), Юля Анпилова подписала себе приговор.

— Я тогда просто взбесился, замужняя ночью одна по улице ходит. Я вывез ее за город, вытащил из машины и несколько раз ударил ножом. Она упала, как кукла. А мне как-то на душе легче стало. Одной проституткой в Москве меньше…

Тело Юлии Анпиловой маньяк спрятал в овраге. До его ареста родственники ничего не знали о судьбе москвички. Женщине было 36 лет, она работала менеджером в агенстве недвижимости. Семьей так и не успела обзавестись и все свое свободное время посвящала старой и больной маме.

— Она заботилась обо мне, покупала продукты и лекарства. О такой дочке можно было только мечтать, — Людмила Анпилова и сейчас вспоминает о дочери со слезами.