После общественного обсуждения фильма Павла Лунгина «Братство» министр культуры Владимир Мединский решил, что, действительно, не стоит назначать премьеру на День Победы. Режиссер был возмущен и всячески свою картину защищал, обвинял ветеранов, что они хотят, чтобы их «все облизывали», и призвал не «макать» молодежь в прошлое. При этом Лунгин не один раз подчеркнул, что снял антивоенный фильм – почему же его так расстроила новость, что в День боевой и воинской славы он не выйдет? В пресс-службе Министерства культуры сообщили, что «Братство» перенесут на другую дату (режиссеру предложили выбрать любой день майских каникул – с 10 по 12 мая), а в СМИ и социальных сетях присутствовавшие на обсуждении эксперты и чиновники делятся своим мнением по поводу фильма.

Леваки так описывают этот фильм в своих блогах: Он про то, как наши солдаты «грабили, убивали и мародерствовали» в Афганистане!

Официальное описание фильма: в основе фильма лежат реальные события, которые произошли в 1988 году, за несколько недель до вывода советских войск из Афганистана. Командование 108-й мотострелковой дивизии планирует отход через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов Инженера Хошема. Разведка пытается договориться о перемирии с душманами, но дело осложняется тем, что в плен к Хошему попадает советский военный пилот. Начинается сложная игра, в которой переплетаются противоположные интересы множества самых разных людей: штабистов, исламистов, спецназа, разведки, чиновников из афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов. А в самом центре этого водоворота оказываются солдаты разведроты, для которых важнее любых политических соображений остается правило «не бросать своих». Новый фильм Павла Лунгина рисует максимально правдивую картину событий тридцатилетней давности, и отчетливо показывает, что на войне — особенно, если эта война вот-вот закончится — никогда ничего не идёт по плану.

Так, некоторые эксперты замечают, что статья в «Википедии» описывает какой-то совершенно другой сюжет, а в героическом трейлере – не отражены те самые «сомнительные» моменты, из которых и состоит картина. К тому же сильно удивило сторонних наблюдателей, что в критике объединились и «левые», и «ультраправые», даже монархисты: например, на канале «Царьград», заметив это разительное различие между заявленным сюжетом и реальным фильмом, предположили, что имел место подлог сценария.

«По тому, с какой тщательностью исключён из трейлера любой намёк на спорные моменты, приходится сделать вывод, что создатели и прокатчики фильма прекрасно осознают неприемлемость этих моментов для общества. Ни о какой искренней художественной позиции, таким образом, речи не идёт – перед нами осознанное введение публики в заблуждение», — пишет Егор Холмогоров в «Царьграде»

Видимо, введение в заблуждение не только публики? Как иначе можно объяснить, что представители военных структур, депутаты и само Министерство культуры были столь обескуражены, что созвали общественный совет? Ведь именно Фонд Кино, ныне подчиненный Минкульту, и Министерство обороны выделили 150 млн государственных рублей на одобренный ими же фильм — и вдруг сами начали удивляться?

Лунгин про свою «военную драму с элементами комедии» говорил так: «Главная тематика фильма – непарадный героизм, как в картине «Они сражались за Родину». Зрители увидят, как из тяжелого быта войны рождается что-то героическое».

В сети пересказывают реальный сюжет фильма, который Лунгин сравнил с «Они сражались за Родину», в основе фильма реальное событие — операция по выводу 108-й мотострелковой дивизии с Чарикарской равнины к перевалу Саланг. На этом связь с реальностью обрывается, как докладывали ветераны войны после просмотра «драмедии». Для начала наши мотострелки грабят караван «мирных афганских наркоторговцев». Но настоящие воинские преступления начинаются дальше – мотострелки вламываются в кишлак, попадают в засаду, расстреливают безоружных, начинают хлебать чей-то суп под градом пуль, воруют вещи и даже кур из заминированного курятника пытаются умыкнуть, снимают с трупа кассетный плеер, а тому, кто не хочет заниматься мародерством, говорят: «Тут такая традиция».

Ветераны были возмущены – они такой «традиции» не знают, ее придумал Лунгин, говорят они и указывают на другие вопиющие нестыковки сюжета с реальной историей войны в Афганистане.

Режиссер с конструктивной критикой «экспертов» не согласился, он обратился к старым генералам и политработникам из спецслужб: «Хватит хотеть, чтобы вас хвалили. Хватит хотеть, чтобы вас облизывали. Не надо, чтобы молодежь была как вы. Пусть она будет другая. И я не хочу, чтобы она была как я. Пусть она будет лучше. Дайте ей жить в будущем, что вы макаете ее в прошлое. Снова и снова», — сказал Лунгин. Ответ критикам Лунгина опубликовал в своем Twitter присутствовавший на мероприятии главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков.

Лунгин бил себя в грудь кулаком и доказывал, что только он может говорить на одном языке с молодежью, что жизнь не состоит из политической работы, что времена изменились, а также он обвинил политработников в развале СССР: «Потому что если бы все было, как вы говорите, то мы бы не вышли тогда из Афганистана, и Советский Союз не распался бы через год после этого. Потому что ваш язык оказался такой барабанной дробью — понимаете? — которую молодежь не слышит».

Тем не менее, увидеть «политическую» составляющую удалось практически всем зрителям, так как все было довольно очевидно – главарь моджахедов предстал весь в белом в буквальном смысле — от кителя до тюбитейки — он вежливый, добрый, говорит на английском, цитирует Фадеева. А советский командир – самодур, который отступает от договоренностей с афганцами из-за смерти сына, совершает подлый налет на мирный кишлак. В это время другой герой – прапорщик — пытается продать афганцам гранатомет. По мнению критиков, художественными средствами режиссер пытается вызывать омерзение не к войне, а именно к нашим солдатам и генералам, к главным героям – никакого сочувствия и только омерзение. Зато моджахедов всегда можно как-то «понять и простить», жестокость их оправдана, и назвать преступлением ее нельзя? Хорошо, что им еще помогают «гаранты мира и свободы» – американцы. Позитивная роль советской власти в жизни Афганистана не показана совсем, режиссер показывает «цену» просветительству русских, мальчик-афганец наизусть читает «Лукоморье» на хорошем русском, а потом его отец – афганский полицейский – идет пытать пленного во дворе, пока сын играет с железной дорогой, подаренной русскими.

Напомним, после закрытого предпоказа вопрос об уместности премьеры фильма Лунгина в День Победы первым заговорил сенатор Игорь Морозов. По итогу общественных обсуждений Мединский снял премьеру с 9 мая, что вызвало возмущение в либеральных СМИ и ропот о возвращении «советской цензуры» в творческой среде. Хотя министр культуры особо подчеркнул, что фильм не запрещают к показу, а просто переносят, чтобы снизить градус общественного недовольства. Более того, антивоенный фильм был снят на государственные деньги.

ПН14 по материалам Накануне