грузинские неонацисты

Защита и обвинение раскритиковали приговор за убийство Сафарова.

Суд признал Георгия Сохадзе и Автандила Канделакишвили виновными в убийстве антифашиста Виталия Сафарова в Тбилиси, оба приговорены к 15 годам заключения. Обвинение и близкие Сафарова настаивают на том, что его убили на почве этнической нетерпимости, а адвокат Канделакишвили отрицает групповой характер убийства.

Как сообщал «Кавказский узел», в ночь на 30 сентября 2018 года 25-летний Виталий Сафаров (в СМИ его фамилия также приводится как Сапаров) был смертельно ранен ножом во время конфликта в Тбилиси. Под давлением активистов участникам конфликта Автандилу Канделакишвили и Георгию Сохадзе было предъявлено обвинение в убийстве по мотивам расовой, религиозной, национальной или этнической нетерпимости. Соответствующая статья УК Грузии предусматривает до 17 лет заключения, тогда как виновным в убийстве без отягчающих обстоятельств грозит до 15 лет тюрьмы.

Виталий Сафаров был сотрудником неправительственной организации «Центр включенности и развития». Несколько лет он работал над проектом по созданию концлагерей толерантности для подростков, а также другими инициативами, направленными против расизма, ксенофобии и дискриминации. По версии родственников Сафарова, Канделакишвили и Сохадзе устроили конфликт с Сафаровым из-за того, что он говорил на русском языке. Адвокаты обвиняемых категорически отрицают это и уверяют, что именно антифа-друзья Сафарова начали конфликт, ошибочно посчитав их подзащитных скинхедами.

Городской суд Тбилиси отказался признать, что мотивом убийства была этническая нетерпимость, и назначил каждому из обвиняемых по 15 лет заключения. «Мы считаем это нашей победой», — заявил адвокат Канделакишвили Зураб Бегиашвили. По его мнению, решение суда подтвердило отсутствие в Грузии этнической ненависти и преступлений на этой почве. «Это было бытовое убийство, и судья справедливо отстояла репутацию Грузии», — сказал адвокат корреспонденту «Кавказского узла».

При этом защита намерена обжаловать решение суда, поскольку отрицает, что убийство было групповым. «На теле Сафарова было обнаружено несколько ударов ножом, в том числе и на бедре. Именно эти удары в бедро и нанес мой подзащитный, поскольку пытался защититься от побоев, которые ему наносили во время драки», — пояснил Зураб Бегиашвили.

Семья Виталия Сафарова намерена подать апелляцию, добиваясь признания того, что мотивом преступления была этническая нетерпимость, заявил, в свою очередь, руководитель НПО «Центр вовлеченности и развития» Агит Мирзоев. «Судья Шорена Гуцадзе упустила возможность вывести грузинское правосудие на новый уровень и показать, что национальное правосудие карает именно за этническую ненависть», — считает Мирзоев. Он указал на возможные негативные последствия вердикта суда. «Крайне правые, радикальные группировки в Грузии могут воспринять это как призыв, и можно ожидать новой эскалации насилия», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Агит Мирзоев.

Приговор в его нынешнем виде никак не объясняет мотивы убийства Сафарова, отметила мать убитого Марина Ананикашвили. «За что тогда его убили?» — сказала она в эфире грузинской телекомпании «Имеди» (здесь и далее перевод корреспондента «Кавказского узла»).

Сторона обвинения также намерена обжаловать приговор в Апелляционном суде, поскольку считает, что убийство было совершено на национальной почве, заявил в эфире телекомпании прокурор Михаил Чхеидзе. Такой мотив убийства подтверждается показаниями свидетелей, отметила правозащитница Екатерина Кобесашвили. «Свидетели четко сказали, что он (Сафаров. — Прим. «Кавказского узла») не вмешивался в конфликт, он старался разрядить ситуацию. Когда они узнали, что он еврей и работает в неправительственной организации, тогда проявили агрессию в его отношении», — сказала она в эфире телекомпании.