Мартин Лютер

Караул! Наследники Гитлера прикрываются Лютером, поднимается волна паники в еврейских и левацких СМИ.

Германским правым импонирует, что отец Реформации призывал сжигать синагоги и загонять иудеев в гетто.

«Я буду голосовать за НДПГ и не могу иначе. Защитим отечество! » – гласят предвыборные плакаты неонацистской Национал‑демократической партии Германии (НДПГ), замеченные в Тюрингии. Слоган плаката обыгрывает фразу Мартина Лютера «На том стою и не могу иначе», высказанную лидером Реформации на Рейхстаге в Вормсе, где его обвинили в ереси. Знакомый каждому немцу портрет Лютера работы Лукаса Кранаха Старшего взирает с плаката, «агитируя» голосовать за неонацистов. Ранее этот агитационный материал появлялся в поле зрения общественности в 2017 году, когда в Германии отмечали 500‑летие Реформации.

В конце октября в Тюрингии прошли выборы в региональный парламент (Ландтаг), где НДПГ участвовала как зарегистрированная партия. В качестве исторического обоснования своей правоты партия избрала памфлет Лютера «О евреях и их лжи». Эту работу Лютер сочинил в 1543 году с целью побудить склонившихся к протестантству германских князей к насильственному обращению иудеев в христианство. Под некоторыми выдержками из сочинения реформатора с удовольствием бы подписался любой идеолог Третьего рейха. «Там, где есть их синагоги, ничего нельзя обнаружить, за исключением логова бесенят. Их синагоги и школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью. Они (евреи. – «НГР») исполнены злобы, скупости, зависти, ненависти друг к другу, гордости, ростовщичества, тщеславия и проклятий. Они лжецы и ищейки». В книге Лютера есть намек на необходимость создания в Германии еврейских гетто: «Советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении. Пусть они остаются дома».

Поначалу Лютер якобы хорошо относился к евреям, сказал «НГР» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Локшин. «Лютер демонстрировал германскому еврейству, что протестантизм – их защитник от гонений со стороны католического духовенства и верных Римскому папе европейских монархов. В 1523 году Лютер издал памфлет «Христос родился евреем», где есть следующие строки: «Католические монахи, эти тупоголовые ослы, до сих пор обращались с евреями так, что всякий, пожелавший быть добрым христианином, был бы вынужден стать иудеем. Когда же затем евреи видят, что иудаизм прочно держится Писания, а христианство превратилось в пустую болтовню, как они могут стать достойными и добрыми христианами?» Лютер надеялся, что при поддержке германских князей евреи перейдут в протестантизм. Но после того как надежды отца Реформации не оправдались, Лютер показал себя точно таким же юдофобом, как Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская в Испании. Протестантская инквизиция по жестокости в определенные периоды превосходила католическую».

«Был ли Лютер юдофобом? В немецком обществе на этот счет противоречивые мнения. Журналист Бернд Бухнер указывал в своей статье, что понятие антисемитизма возникло в XIX веке, а слова Лютера следует воспринимать в традициях христианского антииудаизма того времени, и для Лютера в центре внимания находилось не национальное происхождение, а религия. Лично я считаю, что тексты Лютера о евреях весьма близки к современному антисемитизму. Евангелической церкви Германии тяжело признавать это обстоятельство. К примеру, в 2017 году, когда весь протестантский мир отмечал 500‑летие издания Лютером его 95 тезисов против папства, Евангелическая церковь Германии в одном из своих изданий отметила, что это юбилей Реформации, а не Лютера», – сказал «НГР» германский политолог Дмитрий Стратиевский.

«Лютер сегодня голосовал бы за НДПГ, защищал германскую национальную идентичность», – заявил в середине октября зампред НДПГ Ронни Цасовк. «Лютер всегда был за Германию для немцев. Он бы сейчас первым выступил против навязываемого немцам общества мультикультурализма, где трудящийся немец обязан кормить на свои налоги иностранцев‑дармоедов», – цитируют германские СМИ члена НДПГ Данило Весселя, депутата городского совета Виттенберга. В 2018 году специалисты из Университета Фридриха Шиллера в Йене в ходе соцопросов в Тюрингии выяснили: 18% опрошенных считают, что гитлеровский нацизм имел хорошие черты, а 39% – что Германия перенасыщена иностранцами. 8% жителей Айзенаха, «Мекки» для лютеран всего мира, в ходе соцопроса признались в своем сочувствии НДПГ. В городском совете Айзенаха у НДПГ два мандата. В доме‑музее Лютера в Айзенахе в октябре открылась выставка, посвященная Институту изучения и искоренения еврейского влияния на жизнь немецкой церкви, основанному по распоряжению Адольфа Гитлера в 1939 году. Фонд Лютера в Айзенахе проводит лекции, посвященные влиянию идей Лютера на национал‑социализм.

«Далеко не каждый немец, настроенный отрицательно к миграции, неонацист. Среди немцев немало тех, кто плохо относится к мигрантам и при этом негативно относится к неонацизму. Популярность НДПГ в целом по Германии меньше одного процента», – говорит Стратиевский. Эксперт напомнил, как развивались взаимоотношения между церковью Германии и нацистами в 1933‑1945 годах: «Внутри лютеранской и католической церквей тогда было как сопротивление нацистам, так и пособничество. Сопротивление в среде протестантов было более системным; существовала Исповедующая церковь. А у католиков было куда больше высказывающих протест священников‑одиночек вроде осудившего программу эвтаназии епископа Лимбургского Клеменса фон Галена».

Корни гитлеровского нацизма следует искать в правых кругах Австро‑Венгрии, напоминает Александр Локшин. «В период, когда Гитлер только готовился к поступлению в Венскую академию художеств, бургомистром Вены был Карл Люгер – христианский социалист и при этом антисемит. В конце XIX века депутат Рейхстага Австро‑Венгрии Риттер фон Шенерер создал Пангерманскую ассоциацию, задачей которой было искоренение еврейского влияния в экономике и общественной жизни Австро‑Венгрии, а затем воссоединение Австрии с кайзеровской Германией. Шенерер первым ввел в жизнь нацистское приветствие «Хайль!». В конце концов Шенерер отрекся от католичества, стал пропагандировать возврат немцев к древним германским богам и воспринимался как маргинал даже австрийскими ультраправыми. Антисемитам вроде Карла Люгера ничто не мешало сотрудничать с влиятельными евреями Германии и Австро‑Венгрии. Антисемитизм этих немцев, по сути, не шел дальше политических лозунгов. В гитлеровской Германии лютеранское и католическое большинство могло поддерживать нацистов, идти добровольцами в вермахт, но ярые юдофобы среди верующих христиан Германии тогда были маргинальной величиной. Лидер Исповедующей церкви Германии Мартин Нимёллер, бывший морской офицер, был согласен воевать в гитлеровских кригсмарине, но выступал против уничтожения евреев и других «врагов рейха». Католики и лютеране Германии и в XX веке, и в наше время воспринимают евреев, которые живут в Германии веками, как своих сограждан. Антисемитизм среди политиков Германии – удел маргиналов».

«НДПГ как экстремистская партия находится под наблюдением Федеральной службы защиты Конституции Германии, но при этом она имеет право участвовать в избирательном процессе. Куда большую угрозу для демократии в Германии, чем НДПГ, представляет «Альтернатива для Германии», АдГ. Эта партия набирает очки на выборах, эксплуатируя антимигрантские фобии населения, несмотря на то что в 2019 году в Германию приехало незначительное число иммигрантов», – говорит Дмитрий Стратиевский.