Иван Брылев, командир ЦПЭ Липецкой области

За какие лайки и репосты можно угодить за решетку. Рекомендации Центра «Э».

Каждый человек оставляет след, даже во Всемирной паутине и виртуальном пространстве. Ни одно действие человека не остается незамеченным. Идентифицировать пользователя – дело техники. Так, в конце октября в Липецкой области было вынесено судебное решение в отношении 28-летнего жителя региона. Мужчина в социальной сети «ВКонтакте» оставил комментарий под видеозаписью о межнациональном конфликте в одном из регионов России. Липчанин довольно резко высказался о людях другой национальности и призывал к силовым методам борьбы с засильем чужестранцев. Этот комментарий не остался незамеченным, пользователя установили сотрудники центра по борьбе с экстремизмом, его осудили по статье о возбуждении ненависти. Мужчина отделался штрафом в размере 10 тысяч рублей, однако в следующий раз за подобное правонарушение ему грозит уголовное наказание, связанное с лишением свободы.

Подобных дел в рабочих папках сотрудников Центра «Э» сотни. В преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел и.о. руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Липецкой области Иван Брылев рассказал LipetskMedia о тонкостях работы вверенного подразделения, а также о том, как пользователям социальных сетей попасть под уголовную статью за лайки или репосты.

— Центр по противодействию экстремизму УМВД России по Липецкой области относительно новое подразделение в органах внутренних дел. В чем суть вашей работы?

— Центр был создан в 2008 году, и его основная задача — координация деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму. Это выявление, предупреждение, пресечение и ликвидация групп и лиц, ведущих экстремистскую деятельность, а также профилактическая работа в данном направлении, к примеру, ограждение молодого поколения от пагубных идеологий.

С момента создания Центра «Э» во взаимодействии с другими правоохранительными органами удалось сформировать эффективную систему противодействия экстремистским проявлениям в регионе.

С глобальной цифровизацией общества все преступления уходят в сеть Интернет. Если раньше скинхеды ходили по улицам и нападали на людей другой национальности, то теперь глобальная сеть стала базовым каналом связи для распространения деструктивной идеологии, агрессии, насилия и межнациональной розни. Интернет используется для координации и подготовки терактов, вербовки боевиков, осуществления экстремистских провокаций.

— Липецкая область как выглядит на общем фоне регионов?

— Проявление экстремизма в Липецкой области не носит массовый характер, в основном это единичные случаи. За десять месяцев 2019 года было выявлено 40 материалов с пропагандой нацистской символики, три материала, попадающие под статью о возбуждении ненависти и вражды, и шесть за производство и распространение роликов в социальных сетях.

— Что включается в понятие «экстремизм»?

— Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики, возбуждение ненависти, вражды или унижение человеческого достоинства. Производство или распространение экстремистских материалов. В Сети легко найти перечень всех экстремистских и религиозных организаций, которые запрещены в России.

— Какие действия пользователей попадают под экстремистские статьи?

— Если человек размещает в открытом доступе у себя на странице или в сообществах любую информацию экстремистского характера, публикует фото-, видео-, даже аудиоконтент, подходящий под эту категорию. Конечно, мы не можем запретить смотреть размещенные в открытом доступе материалы экстремистского характера, но как только вы показываете свою лояльность к этому контенту лайками, репостами или оставляете характерный комментарий — все это автоматически попадает под мониторинг наших сотрудников, а дальше дело техники. Часто пользователи сетей считают, что их высказывания в качестве комментариев или размещение материалов под псевдонимами позволит им избежать ответственности. Однако это не так.

Хочу заметить, что мы не занимаемся «охотой на ведьм», мы привлекаем к ответственности за правонарушения, за противозаконные действия, опираясь на заключения экспертов, в том числе по результатам лингвистических исследований. Проводятся и определенного рода мероприятия, которые позволяют доказать, или, по-нашему, «привязать» пользователя к определенной публикации.

К примеру, 23-летний липчанин добавил в свои видеозаписи запрещенное видео, оно было в свободном доступе на странице пользователя, и любой желающий мог его не только посмотреть, но и скопировать. Мужчину установили и оштрафовали за распространение запрещенных материалов.

— А если человек и не подозревает, что материал, который он перепостил или поставил лайк, относится к экстремистским?

— Это не освобождает от ответственности. Разница только в том, что кто-то в действительности сделал необдуманный поступок (разместив ролик или оставив комментарий), не осознавая последствий, другие же действуют целенаправленно, исходя из своих убеждений. Попадают под экстремистские статьи люди разного возраста и социального статуса.

ЦПЭ Липецк, Душкин Алексей Юрьевич

— В оффлайне как строится ваша работа?

— Мы не только мониторим глобальную сеть, но и следим за деятельностью различных молодежных организаций, фанатских движений, радикально направленных политических партий, занимаемся противодействием проявлений религиозного экстремизма. В настоящее время в Липецкой области условий для открытого проявления межнациональных разногласий нет, так как националистические радикальные движения не имеют социальной поддержки в обществе.

Нередко в неформальные молодежные организации экстремистско-националистической направленности попадают несовершеннолетние подростки. Их привлекают громкие лозунги, яркая внешняя атрибутика, возможность почувствовать себя членом этакого «неформального объединения».

Родители часто не знают, чем занимаются их дети, что изучают в Интернете. Попасть под влияние разных групп можно, просто заглянув не на ту страничку. Кто-то ищет такую информацию целенаправленно. Я рекомендую мамам и папам следить за своими чадами, интересоваться кругом их общения. Просматривать историю браузера, где отображается вся информация, которую искали в Сети.

Самое страшное, что пока дети еще не знают, как сложится их жизнь и какой путь они выберут. Но попадание под статью в дальнейшем накладывает табу на некоторые профессии. К примеру, с начала текущего года в Липецкой области было выявлено три случая проявления экстремизма несовершеннолетними. В двух из них за подростков родители ответили рублем, еще одного отправили на комиссию ПДН.