Ксенофобия, расизм, нацизм, евгеника, вера в ZOG: четыре нобелевских лауреата со правыми убеждениями.

D этот раз делимся историями о четырех обладателях Нобелевской премии, которые отличались правыми и порой неоднозначными суждениями.

Алексис Каррель и вера в биологическое неравенство

Алексису Каррелю вручили Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1912 году за «признание работы по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов». Он помог спасти многие жизни и вместе с тем верил в биологическое неравенство людей.

Путь Карреля к премии начался с вышивки и покушения. 24 июня 1894 года на французского президента Мари Франсуа Сади Карно совершили нападение: итальянский анархист Санте Казерио ударил его в артерию ножом. Лучшие врачи не смогли остановить кровотечение, и глава государства умер всего лишь на 57-м году жизни.

21-летнего Алексиса поразила эта история, и он решил научиться сшивать подобные раны. А что для этого нужно? Прежде всего, овладеть иголкой и ниткой. В итоге он освоил технику идеального шва и придумал собственные методы сшивания сосудов, которые позволяли избежать образования тромбов.

В 1903 году Каррель стал воинствующим католиком. По его словам, он был свидетелем чудесного исцеления туберкулезного перитонита в городке Лурда в Верхних Пиренеях, где когда-то местная 14-летняя девочка якобы видела Деву Марию.

Кроме того, Каррель одно время хотел стать фермером в Канаде и диктатором в Южной Америке. А в итоге пришел к идеям, похожим на евгенику.

В 1935-м он был признанным ученым, членом совета Рокфеллеровского института (впоследствии Рокфеллеровского университета). И в том же году опубликовал книгу «Человек — это неизвестное», в которой описывал «известное и неизвестное о человеческом теле и человеческой жизни». Взгляды автор выказывал, скажем так, несколько спорные. Например, он утверждал, что современный путь развития цивилизации продолжать нельзя, так как он ведет к дегенерации.

Так, Алексис Каррель считал, что люди биологически неравны, рассуждал про умственную и физиологическую отсталость пролетариата и доказывал, что качества передаются по наследству, а прогресс предупредительной медицины подавляет естественный отбор. Также, по его мнению, есть лишь один способ добиться того, чтобы каждый ученый обладал большими знаниями и талантом, — уменьшить число ученых.

Неудивительно, что во время немецкой оккупации Франции Каррель активно сотрудничал с нацистами и даже основал при поддержке правительства Виши Институт по изучению проблем человека. В 1944 году, после освобождения страны, институт закрыли.

Хотя Каррель не был арестован за сотрудничество с немцами, его репутация все равно была несколько подмочена. Возможно, это и ускорило его смерть — 5 ноября 1944 года ученый умер от сердечного приступа в возрасте 71 года.

Уильям Шокли и расовый вопрос

Уильяма Шокли называют «отцом современной электроники». Он получил Нобелевскую премию по физике в 1956 году совместно с Джоном Бардином и Уолтером Хаузером Браттейном «за исследования полупроводников и открытие транзисторного эффекта». Правда, перед этим он рассорился со своими напарниками, создавшими без его участия рабочий транзистор, попытался помешать патентованию устройства без него и в итоге разработал теорию транзистора, а потом придумал, как улучшить нестабильный точечный транзистор Бардина и Браттейна.

Кроме того, Уильям основал в том же 1956-м Полупроводниковую лабораторию в Калифорнии, которая стала выпускать кремниевые полупроводниковые устройства в месте, которое сейчас называется Кремниевой долиной. А затем опять же со всеми рассорился и вогнал лабораторию в огромные по тем временам долги — до миллиона долларов в год.

Вообще, жизнь Шокли была очень бурной и похожей на мыльную оперу. В 1943 году он пытался застрелиться, что, очевидно, окончилось неудачей. В 1945-м, будучи советником военного министра, представил доклад по стратегии войны с Японией на ее территории, в котором посоветовал «изучить альтернативы» налетам. Неизвестно, знал ли он тогда о состоянии Манхэттенского проекта, но точно был в курсе, что такие работы ведутся.

В 1950-м он объявил своей жене, заболевшей раком матки, что уходит от нее, прямо в палате. В 1961-м Шокли, его вторая жена Эмми Ленниг и 13-летний сын Шокли Ричард попали в автокатастрофу, после которой ученый почти год ходил на костылях и так и не смог полностью восстановиться физически. По мнению товарища Шокли Фредрика Зейтца, именно полученные в 1961 году повреждения головного мозга и обусловили странности в дальнейшем поведении Шокли и его навязчивые идеи о вырождении человечества. Хотя по некоторым данным, ученый стал поговаривать о «власти избранных» еще в 1932 году.

Как бы там ни было, в 1963 году Шокли, отвечая на вопрос журналиста о возможности ядерной войны, неожиданно заявил, что цивилизованный мир катится в сторону, противоположную эволюции: «компетентные люди» ограничивают рождаемость, а «некомпетентные» активно плодятся. Спустя два года ученый сообщил во время публичной лекции, что человечеству угрожают три катастрофы: «ядерная война, голод и генетическое угасание человеческой расы, отказавшейся от эволюционной отбраковки наименее жизнеспособных особей». По его мнению, «безответственные личности производят почти в четыре раза больше потомков, чем более ответственные», поэтому «безответственных» следует стерилизовать или направлять на принудительный аборт.

Скандал вызвали и его заявления о расовом вопросе. В частности, Шокли публично поддержал утверждение о том, что дети чернокожих имеют «врожденную неспособность учиться» так же хорошо, как дети белых. Свои взгляды он детально изложил в 1966 году на годовом собрании Национальной академии наук.

Впоследствии все это переросло в публичные дебаты, на которых Шокли не мог привести аргументы (в которые поверят леваки), зато выигрывал за счет хладнокровия, тогда как его оппоненты в конце концов срывались на оскорбления. Типичное левачество :) .

В конце концов чернокожие студенты потребовали изгнать Шокли из университета, у него отобрали почетный докторский диплом. Под конец жизни его считали окончательно выжившим из ума, и он стал персоной нон грата в научном сообществе. До конца своей жизни, вплоть до смерти от рака простаты, Шокли продолжал работы по теме евгеники, которые считал более важными, чем физика.