китайцы

Иностранцы (белые и чёрные, европейцы и африканцы) в Китае пожаловались на дискриминацию из-за пандемии Covid-19. Их выселяют из квартир и не пускают в рестораны.

Во время начала пандемии Covid-19 во многих странах мира можно было наблюдать расизм по отношению к людям азиатской внешности, и в частности китайцам. Сейчас ситуация в точности наоборот. В Китае эпидемическая ситуация под контролем, но в большинстве странах мира пик эпидемии не пройден. Теперь жертвами дискриминации стали иностранные граждане, живущие в Китае.

МИД КНР 26 марта заявлял, что 90% всех завезенных в Китай случаев заболевания Covid-19 — это китайские граждане. Через 2 дня, 28 марта Китай запретил въезд в страну иностранцам по действующим визам и видам на жительство. Официально предпринимаемые властями на местах меры по профилактике заболевания одинаково распространяются как на граждан КНР, так и на граждан других стран.

Несмотря на это, западные СМИ сообщают об облавах на чернокожих жителей и бизнесменов в Гуанчжоу. Проводятся массовые тестирования на коронавирус, сообщают западные СМИ. Африканцев выселяют из домов на время ожидания результатов анализов, африканские кварталы опечатывают. Всего в Гуанчжоу было выявлено 111 случаев завоза болезни из-за рубежа, из них только 16 — среди граждан из стран Африки.

По данным BBC, более 100 человек вынуждены второй день спать на улицах. Китайцы опасаются, что в африканском квартале Гуанчжоу начнется вторая волна эпидемии Covid-19. Страхи усугубляются предвзятым мнением о чернокожих у китайцев.

Во время 68-го брифинга о профилактике Covid-19 и борьбе с эпидемией в Гуанчжоу власти заявили, что никакие кварталы не опечатывают. Однако на входах и выходах проверяют температуру и наличие масок — как и раньше. При этом, в том же брифинге действительно сказано усилить противоэпидемические меры в отношении иностранных граждан, в частности, контролировать гостиницы, магазины, заведения общественного питания, которые часто посещают иностранцы. Вероятно, заведения не хотят, чтобы их контролировали, и поэтому предпочли не связываться с иностранцами. Участники чатов для иностранцев в Гуанчжоу также сообщают, что популярные рестораны европейской кухни Saizeriya отказывают иностранным посетителям.

Русскоязычные жители Гуанчжоу тоже пожаловались, что их выселяют из квартир и не дают заехать в гостиницы. Соседи боятся жить рядом с иностранцами, арендодатели вынуждены их выселять. Гостиницы и отели не заселяют иностранцев по указанию полицейских. Администраторы игнорируют, проходили иностранцы карантин или вообще не покидали Китай. Россиянку Катерину Баеву, которая уже 12 лет живет в Гуанчжоу, попросили освободить квартиру после прохождения карантина, она также не может найти жилье. Баева приехала из России в Гуанчжоу 18 марта, 1 апреля у нее закончился карантин. «В итоге большинство арендаторов района мне отказали, потому что временно не сдают квартиры иностранцам. С одним все-таки получилось заключить контракт, я все оплатила, но когда с хозяином квартиры и агентом мы пошли в администрацию жилого комплекса, чтобы они дали разрешение на ввоз вещей, нам сообщили, что заехать я не могу, так как я иностранка!» — рассказала Баева.

«Меня не пускают в магазинчик возле дома, даже не смотря на маску и зеленый код здоровья. Выгоняли все три раза, что я пыталась зайти. Иногда в транспорте, метро люди отсаживаются дальше, иногда на улицах шарахаются подальше», — рассказала Елизавета, проживающая в Пекине.

The Beijinger сообщал в конце марта, что отели Пекина и Шанхая получили распоряжение не заселять держателей заграничных паспортов, несмотря на то, выезжали они из Китая или нет. При виде иностранцев на улицах китайцы надевают маски, даже если до этого шли без них. Маленьких детей могут увести в сторону от иностранных граждан.

По словам россиян в Гуанчжоу, российское Генконсульство уже знает о сложившейся ситуации и работает с полицией, чтобы решить эту проблему. Также сотрудники консульства выложили список гостиниц, которые размещают россиян, а также необходимые для заселения документы.

Ксенофобские настроения у китайцев подогревают сообщения СМИ о неподобающем поведении иностранцев. Так, новости о нигерийце, который укусил медсестру, и об американце, который накричал на китайцев в очереди на коронавирусный тест, вдохновили авторов на создание комикса «Руководство по сортировке иностранного мусора», сообщает ЭКД.

Россиянка в Китае: Меня отказались принимать в трёх больницах, поскольку я иностранка. По мнению собеседников «КП», вспышка недружелюбия к чужеземцам — вынужденный ответ на притеснения китайцев на Западе в начале пандемии.

Эпидемия коронавируса в стране первой вспышки, Китае, сошла почти на нет. Новых заражённых — уже не тысячи и не сотни, а лишь десятки. Да и те, как сообщают местные СМИ, — «завозные». Не уточняя, что эти немногочисленные «коронавирусники» — в основном не иностранцы, а китайцы, вернувшиеся из западных стран и России.

Возможно, это стало одной из причин всплеска недружелюбия к чужеземцам в Поднебесной, о чём рассказали многочисленные собеседники «КП» из числа россиян, находящихся в Южном Китае:

— Первый раз столкнулась с неадекватным отношением 18 марта, после прилёта из Москвы в Гуанчжоу, — сообщает одна из россиянок, постоянно проживающая в провинции Гуандун (имя этой молодой женщины не упоминаем по этическим причинам). — Меня опросили в аэропорту, дали бумажку о том, что я не отношусь к группе риска, и отпустили. Своим ходом доехала на такси, но охрана гардена [закрытого жилого комплекса], в котором я живу уже больше четырёх лет, отказалась меня впускать. Не помогали звонки фандуну [арендодателю] — с чемоданом оказалась на улице. После длительного скандала и чуть ли не драки с охраной, которая махала у меня перед лицом руками, — пришла адекватная женщина, сказала: меня «посадят под карантин на 14 дней». Что ж, я была к этому готова. На тот момент я находилась на 11 неделе беременности, очень перенервничала и когда наконец-то попала в дом — у меня случилась истерика…

На этом злоключения девушки не закончились:

— После выхода из карантина, сделав регистрацию, отдельную бумажку с разрешением на вход в гарден [жилой комплекс], справку с анализом на короновирус и бумагой, что отсидела карантин, — я думала, инцидент исчерпан. Но 7 апреля вернулась с работы примерно в 8 вечера, охрана категорически отказалась меня впускать домой, зная что я в положении, игнорируя все документы и бумажки, которые мне выдали — просто выгоняли на ночь глядя в никуда..

Решить вопрос в подобных случаях обычно удаётся — но лишь после вмешательства «адекватных» китайцев, которые тут, к счастью в большинстве. А проблемы «лаоваев» (так по-китайски пренебрежительно именуют чужеземцев) продолжаются.

— Сходила сегодня [11 апреля] в больницу Ливань [Liwan Hospital of Traditional Chinese Medicine] в связи с кожным заболеванием, зашла нормально, потому что азиатка, — рассказывает Айна Х.из Гуанчжоу. — Простояла в очереди, чтоб взять талончик к дерматологу, запросили ID, я им свой паспорт, они даже не взяли его в руки, с ходу спрашивают: откуда, когда приехала? Хотя я прибыла ещё в начале февраля. Говорят: выйди, мы тебе ничем помочь не можем. Все из-за того что я иностранка. Вызвала дежурного врача. Первое, что он мне сказал, — «стой на месте, близко не подходи». И в итоге: «Мы не можем принимать иностранцев в данный момент». В итоге я посетила три госпиталя, но везде получила отказ.

О причинах недоверия части простых жителей КНР к «лаоваям» kp.ru рассказал Александр Черномор — директор Экспортной компании в Гуанчжоу:

— Я нахожусь в Гуанчжоу, в последнее время здесь быть случаи, когда иностранцев не пускали на Электронный или Медицинский рынки (места, где мелкие и средние оптовики могут прицениться к товару — ред.). Могут не открыть чужеземцам двери в рестораны или некоторые бары (здесь карантинные меры давно смягчили, заведения работают — ред.).

Ещё хуже ситуация с африканцами: многих выселили из отелей — те просто живут на улице. Определённые причины для такого были. Местную медиа-сферу взорвала новость, как некий выходец из Нигерии, когда у него пытались взять тест на коронавирус, повалил медсестру-китаянку, начал её бить и укусил (вот прямо так СМИ и писали). Другой случай: какой-то европеец бросил во врача, только не удивляйтесь, телефон, словно кирпич. Есть ощущение, что журналисты и блогеры прямо ждали таких новостей, разнесли по сетям, ну и понеслись комментарии: «депортировать их, выгнать…»

Лично я с агрессией местных не сталкивался, но некое отторжение чувствую: они избегают ездить с тобой в одном лифте, при встрече отстраняются… Наверное, под влиянием медиа-истерики верят в «завозную заразу». Но я вам так скажу, — продолжает Александр Черномор, — все эти случаи — лишь ответ на многочисленные бесчинства против китайцев на Западе 2-3 месяца назад, когда пандемия ещё только разгоралась. Если помните, там выходцев из КНР не пускали в магазины, не селили в отели, в университетах им могли запретить приходить на лекции… Думаю, и в России было нечто подобное, хоть и не в таких масштабах. Поэтому нам сейчас важно не впасть во взаимную ксенофобию, помнить, что главная зараза — не иностранцы, а искусственно раздуваемая ненависть к «чужакам».

По словам китайцев, «это отражает нашу крепкую дружбу с Россией» :) , пишет КП.