«Наши женщины все чаще выбирают некавказцев». Админ фем-паблика — о жертвах традиций.

Проект «Подслушано. Феминизм. Кавказ» существует уже несколько лет в виде паблика в социальной сети «ВКонтакте». За это время команда проекта, состоящая из девушек, приобрела доверие аудитории. Многие публикации с историями женщин выходят анонимно. Сейчас у группы семь тысяч подписчиков. Реальная ее аудитория больше, однако далеко не все желающие могут состоять в фем-паблике без угрозы своей неприкосновенности со стороны семьи. Кавказ.Реалии поговорили с одной из администраторов паблика.

— К нам поступают письма, которые мы публикуем анонимно. Комментаторы героиню поддерживают или что-то ей советуют, дают почувствовать, что она не одна. Проблемы однотипные и касаются нарушения базовых прав человека со стороны семьи: замужество против воли, отсутствие свободы у девушек, запрет на образование, работу, на свободу передвижения, на одежду по своему выбору. Иным и вовсе запрещено выйти одной на улицу, в магазин. Надо либо с мужем, либо с детьми, либо со свекровью. Свобода на частную жизнь и физическую неприкосновенность кавказских девушек, как правило, нарушена или находится под угрозой. Мы придаем ситуацию огласке и пытаемся найти выход.

— Как складывалась ваша личная судьба? Откуда вы?

— Я принадлежу к одной из народностей Кавказа, уточнять не буду. С раннего детства ко мне применяли физическое насилие. Мама била меня деревянной палкой длиной с полметра. Она обычно замешивала ею крахмал для постельного белья. Накрахмаленные простыни становились жесткими и неприятными. А когда я шалила и не слушалась мать, удары этой деревяшкой сыпались на меня. В подростковом возрасте физическое насилие сменилось психологическим. Если маме что-то не нравилось, она снова грозила мне побоями, как в детстве. И тогда я умолкала.

Я научилась молчать из-за страха, не давала повода к физическому насилию, создавала видимость следования традициям. В семье меня хвалили за молчание, но это было бутафория. К 12 годам мои взгляды сформировались и противоречили традиционным. Я всегда стремилась к личной свободе и понимала, что меня незаслуженно ругают и лишают простых вещей. Многим девушкам еще сложнее. Например, у меня был ключ от моей квартиры. Знакомых моей национальности это сильно удивляло — как мне позволили? Зачастую женщинам и девушкам не разрешено покидать дом без совпровождения мужа, отца, детей или свекрови.

— Пробовали поговорить с родителями, объяснить вашу позицию?

— Конечно, я пыталась. В ответ кричали: «А, ты хочешь свободы, шлюха! На русских насмотрелась и хочешь жить, как они! Да если бы не мы, ты бы в подворотне сдохла». Я смирялась, ведь подростку деться некуда. Я стала хитрить, увлеклась психологией и стала применять манипуляции. Мне за это не стыдно. Я отбивала права, положенные мне по праву рождения. Я всего добилась хитростью. Моральное насилие было всегда. На меня всегда кричали и оскорбляли. Кавказские родители любят унижать по признаку внешности.

— Вы размышляли, почему именно внешность?

— Кавказцам нужно продемонстрировать, что их семья самая успешная, богатая, красивая. А если ты плохо выглядишь, не соответствуешь каким-то нормам, на тебя будут кричать: «Ты нас позоришь!» Наши подписчицы зачастую жалуются на мать, но это не потому, что отцы хорошие, а потому, что отцы не участвует в воспитании детей. Пришел с работы, жена вокруг него крутится.

Думаю, в подавляющем большинстве кавказских семей присутствует токсичная мать. Эти матери недовольны жизнью, у них появляется агрессия, срывают её на детях, в основном на дочерях. Мальчика берегут, мальчик делает что хочет и семью не позорит, он мамин свет в окошке. Так женщины на Кавказе передают насилие из поколения в поколение. Расслабиться женщина может только тогда, когда вырастила сыновей и появляются невестки. Работа и моральный гнёт падает на них.

— Многие думают, что тема насильственных браков ушла в прошлое. А что в реальности?

— На Кавказе браки против воли девушки — это сегодняшний день. Родители выдают дочерей за мужчин намного старше, поскольку те обеспечены, имеют недвижимость, машины. Таким образом люди заботятся о будущем дочки. А по поводу нелюбимого мужа говорят: «Стерпится-слюбится, ничего страшного». Считается, если мужчина из хорошей семьи, то всё будет нормально. Это всегда морально тяжело для девушки, ведь это не ее выбор.

Допустим, звонят знакомым и говорят: «Мы знаем, что у вас дочка растёт. Можно ли на неё посмотреть? Давайте с нашим сыном обручим, пока она не закончила школу. Ей 14? А мы четыре года подождём». Среди моей родни такое случалось. Пока они ждут, жених имеет полное право делать что хочет. А девочка уже кому-то обещана. Она считается не свободной и ей вообще никак нельзя мелькать в общении с противоположным полом, даже если это одноклассник.

Девушку могут познакомить с будущим женихом и спросить, симпатичен ли. Если девочка сказала нет и это приняли во внимание, сватам объявляют, что она пока не готова. Но могут и не спросить. Среди моих родственников девочек отдавали замуж в 15 лет. Они переходили жить в чужую семью, даже не окончив школу. Юридически этот брак не оформляется. Таким образом, к тридцати годам они уже полжизни живут с мужьями.