Профессоры-еврее заявляют, что их увольняют из украинских университетов антисемиты за то, что они выступают против памятника лидеру повстанцев, чьи войска убивали евреев в погромах, сообщает JTA.

Эти случаи является примером реальных последствий, проистекающих из горячих дебатов на Украине о националистической памяти, которые по большей части остаются в сфере теоретических споров.

Так Зорий Файн, фотограф из города Винница, заявил, что его уволили из Винницкого государственного педагогического университета всего через две недели после того, как его приняли туда работать преподавателем на факультет журналистики в 2017 году. Файн заявил, что его бывшие работодатели сказали ему, что он был уволен за выступления против статуи Симона Петлюры, политика и лидера повстанцев, который боролся за независимость Украины после революции 1917 года в России.

Некоторые из сторонников Петлюры убили от 35000 до 50000 евреев в серии погромов между 1918 и 1921 годами. В 1919 году Петлюра издал приказ о прекращении погромов, но он также заявил, что евреи и москали сами навлекли на себя беду. По словам некоторых историков, он не вмешивался во время своего визита в Житомир, когда в этом городе происходил погром.

Университет отвергает претензии Файна. Он подал в отставку «по собственному желанию», и университет не собирался увольнять его, заявил JTA пресс-секретарь университета. Файн говорит, что этот опыт заставил его уехать из Украины в Польшу, где он живет как «диссидент 21 века». По словам Файна, он был уволен вскоре после того, как опубликовал на своем сайте письмо к покойному отцу, в котором говорилось, что «хорошо, что ты не дожил до почитания Петлюры», солдаты которого убили прадеда Файна по отцовской линии в 1919 году.

Файн отмечает, что до сих пор хранил молчание по поводу этого дела, опасаясь, что откровения может помешать его дочери окончить медицинский институт. Он опубликовал свой рассказ после того, как она завершила обучение.

Незадолго до своего увольнения Файн также опубликовал два стихотворения, протестуя против чествования Петлюры. «Винницу украли у меня вчера, посадив Петлюру на скамейку, на которой был зарезан украинцами мой еврейский дедушка», – написал он в одном из них. По его словам, в 2017 году местные СМИ представили его посты предательскими и антипатриотическими, что побудило ультраправых активистов оказать давление на университет, чтобы тот уволил его. «Однажды я, возможно, снова захочу применить свои ресурсы и творческий потенциал на благо Украины», – написал он в своем аккаунте. Но пока: «Мне больше не хочется вдохновлять общество, которое добровольно совершает самоубийство в своем коллективном сознании. Это не мой выбор, не моя война, не моя ответственность».


Многолетний спор о том, следует ли чтить украинских националистов 20-го века, заставил евреев чувствовать себя неловко. Защитники этой практики утверждают, что таких людей, как Петлюра, и нацистских коллаборационистов, таких как Степан Бандера, следует прославлять за то, что они противостояли советскому господству. Критики, в том числе многие евреи, говорят, что это несовместимо с амбициями Украины по вступлению в Европейский Союз.

Памятник Петлюре был установлен в рамках возрождения националистических настроений сразу после вооруженного конфликта, вспыхнувшего в 2014 году между Украиной и Россией. Конфликт последовал за кровавым свержением президента Виктора Януковича, обвиненного в коррупции и пресмыкательстве перед Россией. С тех пор страна стала свидетелем беспрецедентных событий, в том числе марша 2018 года во Львове во время спонсируемого городом мероприятия, участники которого носили нацистскую символику в память о подразделении Ваффен СС, составленного из местных добровольцев.

Президент Владимир Зеленский высказал умеренные сомнения по поводу этой тенденции. Но он избегает конфликтов с националистами по этому поводу, вместо этого сосредоточившись на своих попытках модернизировать Украину и провести ребрендинг страны, экономика которой находилась в застое еще до того, как ее парализовал кризис из-за эпидемии коронавируса. «Давайте найдем тех людей, чьи имена не вызывают споров в нашем настоящем и в нашем будущем», – заявил он в одном из интервью.