Путч во Франции, спровоцированный «еврейчиком Сашей». Классическая история, показывающая, что ничего не меняется в этом мире.

87 лет назад, 6 февраля 1934 года, в Париже произошел мятеж, организованный правыми партиями и движениями. Поводом для него послужила череда коррупционных скандалов, главный из которых был связан с именем Александра Ставиского – мошенника и авантюриста еврейского происхождения. Поэтому парижский путч носил ярко выраженный антисемитский характер. Борьба с «еврейским засильем» во французской общественной жизни стала одним из главных его мотивов.

Семья Стависких перебралась в Париж из Киевской губернии в 1898 году, когда Александру было 12 лет. Достигнув совершеннолетия, он устроился рабочим на мыловаренный завод, но вскоре бросил трудную низкооплачиваемую работу. Александру казалось, что он достоин большего – он неплохо пел и был хорош собой, приятели называли его «Красавчик Саша». Это прозвище приклеилось к нему на долгие годы. Бросив завод, Саша попробовал петь в кафешантанах, но особого успеха не добился. Он устроился работать в ночной клуб, потом стал крупье в казино.

Так прошло несколько лет. За это время обаятельный крупье свел знакомство со многими влиятельными и богатыми людьми – «прожигателями жизни», которые стали ему покровительствовать. Среди них были финансисты, адвокаты, журналисты – их объединяла со Стависким неумеренная любовь к деньгам и склонность к авантюрам. Вскоре некоторые знакомые «Красавчика Саши» стали его партнерами по мошенническим операциям, связанным с выпуском и распространением фальшивых векселей. Полиция неоднократно задерживала Ставиского, но всякий раз, при помощи влиятельных покровителей, ему удавалось выйти сухим из воды.

В начале 30-х годов уже заматеревший Ставиский решил сыграть по-крупному. С помощью директора банка «Муниципальный кредит» в городе Байонна он выпустил в обращение акции на баснословную сумму – 25 миллионов франков. Ставиский гарантировал вкладчикам высокую прибыль, которую якобы должна была принести продажа изумрудов покойной императрицы Германии Августы-Виктории. Мэр Байонна Жозеф Гара призвал горожан довериться талантливому финансисту. Разумеется, все это было блефом. Не дождавшись выплаты обещанных процентов, обманутые вкладчики обратились в полицию. В конце декабря 1933 года Ставиский был вызван на допрос, но к этому времени его и след простыл. Директор «Муниципального кредита» Гюстав Тиссье и Жозеф Гара были арестованы.

Однако высокопоставленные чиновники в Париже, с которыми Ставиский щедро делился, всячески пытались помешать ходу следствия. Они вели себя столь цинично и бесцеремонно, что полиция начала роптать. Сотни людей, ставшие жертвами аферы, требовали вернуть им деньги. По всей Франции поползли слухи о том, что еврейский мошенник ограбил простых людей.

8 января 1934 года в альпийском шале в Шамони было обнаружено тело Ставиского. По версии полиции, он покончил с собой, но многие утверждали, что парижские покровители просто решили избавиться от ставшего опасным сообщника. Когда через неделю был обнаружен обезглавленный труп главы финансового отдела парижской прокуратуры, занимавшегося расследованием дела Ставиского, во Франции начались демонстрации с требованием отставки правительства Камиля Шотана. Ультраправые обвиняли премьер-министра обвиняли в попустительстве заговору, устроенному евреями и масонами. Газеты, со ссылками на источники в полиции, ежедневно сообщали новые сведения о связях Ставиского в правящих кругах. 17 января Шотан был вынужден уйти в отставку.

6 февраля сторонники правых и националистических движений, среди которых было немало ветеранов Первой мировой войны, собрались на Площади Согласия напротив Национальной ассамблеи. Некоторые из них были вооружены. По всему Парижу в этот день были расклеены листовки антиправительственного и антисемитского содержания. В центре города начали появляться баррикады. Несколько магазинов, принадлежавших евреям, были разгромлены. С наступлением темноты толпа ринулась на мост через Сену, пытаясь прорваться к зданию парламента. Однако на пути мятежников встала полиция. В ходе продолжавшихся всю ночь столкновений 16 человек погибли, около 2000 получили ранения. Верным правительству силам удалось отстоять Национальную ассамблею. Переворот не состоялся.

Тем не менее, события 6 февраля 1934 года привели к значительной радикализации правых сил во Франции. Ей оказались подвержены и политики, и финансисты, и представители интеллигенции. Этот процесс дал о себе знать 6 лет спустя, когда Франция была оккупирована нацистской Германией. Тогда теория о еврейском заговоре против французского народа стала официальной политикой правительства Виши.

Детали