Проведённая в Швеции более десяти лет назад реформа здравоохранения, позволившая пациентам выбирать врача самостоятельно, неожиданно привела к повсеместной дискриминации медиков с иностранными именами.

«Когда я работал в психиатрии, один пациент трижды отвергал меня, потому что не хотел, чтобы его лечил иностранный врач. В конце концов, у него не было выбора, так как я был единственным доступным врачом. Во время приёма, несмотря на то, что он увидел, что я говорю по-шведски без акцента, он заявил мне: «Вы, иностранцы ничего не понимаете». Теперь мы с коллегами шутим над этим в столовой. Но периодически приходят медсёстры и говорят: «Кто-то снова отказался от вас, когда увидел ваше имя»», — рассказал 30-летний врач Навид Ган, который вырос и получил медицинскую степень в Швеции.

С 2010 года в рамках широкой реформы универсальной системы здравоохранения Швеции, которая открыла первичную медико-санитарную помощь для частных врачей и клиник, пациентам было разрешено выбирать, как врача, так и клинику.

До реформы здравоохранения шведам должны были обращаться в клинику по месту жительства. Но по мере роста напряжённости в обществе из-за растущей иммиграции в традиционно однородной Швеции реформа позволила пациентам отказываться от лечения неэтническими врачами.

Статистика показывает, что за последние два десятилетия количество иммигрантов в Швеции удвоилось, а поддержка ультраправой партии Шведских демократов выросла до 20 процентов, что сделало ее третьей по величине партией.

Ларс Аррениус — глава шведского офиса омбудсмена по вопросам равенства, правительственного агентства, которое продвигает равные права и борется с дискриминацией.

Он сказал, что выбор врача по национальному признаку — «тревожный момент».

В конце марта 1011 врачей и студентов-медиков подписали обращение в ежедневной газете Expressen, призывающее власти принять меры против расизма в здравоохранении.

В июле крупнейшая газета страны Dagens Nyheter опубликовала серию расследований, раскрывающих масштабы проблемы.

Журналисты, представившиеся пациентами, недавно переехавшими в новый город или поселок, позвонили в 120 клиник и попросили, чтобы их новым врачом был этнический швед.

51 клиника согласились с просьбой, 40 отказались. Лишь немногие прямо заявили, что запрос неприемлем. «У нас есть Мария, Санна и Эльза. Три светлокожие женщины», — предложили в одной из клиник подсадному журналисту.

Глава Шведской ассоциации молодых врачей Маделейн Лильегрен сказала, что клиники часто соглашались на такие запросы из-за конкуренции между медицинскими клиниками за пациентов. Ведь чем больше пациентов в клинике, тем больше она получает государственного финансирования. В некоторых клиниках не хватает пациентов, чтобы оставаться на плаву в финансовом отношении.

Количество случаев дискриминации врачей иностранного происхождения неизвестно. В 2020 году омбудсмену по вопросам равноправия было подано более 3500 жалоб на общую дискриминацию, 1146 из которых касались дискриминации из-за этнической принадлежности.

Система здравоохранения Швеции в значительной степени зависит от рабочих-иммигрантов, которые часто работают в качестве младшего медицинского персонала. В 2020 году 2401 врач получили медицинские лицензии в Швеции, почти половина из которых получила ученую степень за рубежом.

Навид Ган сказал, что он не чувствует поддержки со стороны своего начальства, даже несмотря на то, что они видели дискриминацию, с которой он столкнулся.

Многие врачи с иностранными именами жалуются на отсутствие внутренних процедур на реагирование в таких ситуациях.

«В конечном итоге вы не обращаете внимания на дискриминацию. Я использую такой алгоритм, чтобы не дать эмоциям взять верх: действительно ли этому пациенту нужна моя помощь? Если да, то я забочусь о нём и игнорирую его комментарии. Если нет, то я прошу коллегу занять мое место», — сказал Навид Ган.

Новости Швеции