«Акции мятежного характера». Харьковчанин, приговоренный к пожизненному заключению за убийство милиционера еще в 2010 году, просит применить к нему «амнистию Майдана».

Харьковчанина Артема Дериглазова приговорили к пожизненному заключению за убийство милиционера Сергея Евлахова и покушение на двух его коллег еще в 2010 году. Изначально он частично признал вину, объясняя стрельбу страхом перед незнакомыми вооруженными людьми, хотя они и были в милицейской форме.

После победы Майдана Дериглазов стал называть себя политическим заключенным. За него вступились несколько праворадикальных организаций. Тем не менее в 2018 году кассация оставила приговор Дериглазову в силе. А в этом году он обратился в суд с просьбой освободить его по «амнистии Майдана».

«Ґрати» рассказывают, как Дериглазов, убивший милиционера за три года до Майдана, аргументировал свою просьбу и что решил суд.

«Ходил в лес медитировать»

«…Сочетание противоречивых черт личности: апатичной бездеятельности и целеустремленности, замкнутости и чувствительности, сдержанности в проявлении чувств и раздражительности, — так 21-летнего Артема Дериглазова характеризуют в выводе судебно-психологической экспертизы, признавшей его здоровым. — Реакция на стресс может проявляться как уходом во внутренний мир переживаний, так и неожиданными, агрессивными действиями, которые трактуются испытуемым как защитные, вынужденные в ответ на враждебность и недоброжелательность окружающих».

С юности Дериглазов увлекался оружием — много читал о нем, принимал участие в соревнованиях по стрельбе. По инструкциям в интернете переделал в боевое оружие макет автомата «АКС-74у» и сигнальный пистолет Zoraki. Разрешение на него он не получал.

По версии следствия, именно с переделанным автоматом, спрятанным в рюкзак, 7 июля того же года Дериглазов пошел гулять по Алексеевке — спальному району Харькова. Был поздний вечер — парень сказал маме, что хочет побыть один.

Прогуливаясь, он встретил двух милиционеров в форме, которые патрулировали район. Правоохранители потребовали у Дериглазова документы. По их мнению, парень выглядел подозрительно — несмотря на жару, был одет в куртку и перчатки. В ответ Дериглазов распылил в их сторону газовый баллончик и, воспользовавшись замешательством милиционеров, побежал. Следствие считает, что он поступил так из-за страха перед ответственностью за незаконное обращение с оружием.

Милиционеры пытались догнать Дериглазова, к погоне привлекли еще одного коллегу. Кто-то из них кричал «Стой, стрелять буду!», но Дериглазов не реагировал.

Во дворе одного из панельных домов его догнал милиционер Сергей Евлахов. Дериглазов, по версии следствия, достал из рюкзака автомат и выстрелил в него. Попал в грудную клетку и левую голень — от сильной кровопотери милиционер тут же умер.

Дериглазов убежал домой. Матери он сказал, что ходил в лес медитировать, отказался от ужина и был неразговорчив. Автомат спрятал в сейфе отца — тот хранил там свое охотничье оружие.

Утром милиция пришла к Дериглазовым домой, они жили в частном доме в другом районе — на Сортировке. Следствие утверждает, что парень спрятался на чердаке, «желая избежать задержания и уйти от ответственности». С собой он взял карабин «Сайга-12К», принадлежащий отцу.

В оружейном сейфе милиционеры нашли переделанный автомат «АКС-74у». Услышав это, Дериглазов понял, что его разоблачили. Когда двое милиционеров вошли в комнату, над которой на чердаке прятался Дериглазов, он внезапно открыл дверь, скинул лестницу и быстро спустился вниз. Из карабина он выстрелил по милиционерам — оба оказались ранены. По словам одного из пострадавших, стреляя, Дериглазов кричал: «Менты, завалю!».

Кто-то из милиционеров тоже стрелял и попал в Дериглазова. После потасовки парня задержали и занялись его ранением. Во время обыска в его комнате нашли оружие и боеприпасы, а также книги и диски о нацизме и язычестве.

«Пришел в себя только дома»

Артему Дериглазову предъявили обвинение по целому ряду статей: в сопротивлении работникам правоохранительного органа во время выполнения ими служебных обязанностей (часть 2 статьи 342 Уголовного кодекса), убийстве сотрудника правоохранительного органа (статья 348 УК) в связи с исполнением им служебных обязанностей и в посягательстве на жизнь работников
правоохранительного органа, приобретении, перевозке и хранении боеприпасов (часть 1 статьи 263 УК) без предусмотренного законом разрешения. После задержания его отец Игорь Дериглазова жаловался на угрозы со стороны правоохранителей.

В 2011 году дело начал слушал Червонозаводской райсуд Харькова. В суде Дериглазов уверял, будто не понимал, что стрелял в милиционеров. Во время первых заседаний он якобы плакал. Его защита обращала внимание на психическое здоровье парня, хотя экспертиза показала, что он здоров, и просила приобщить к делу справки, подтверждающие шизофрению у его тети и деда.

В 2012 году суд признал Дериглазова виновным по всем трем статьям и приговорил его к пожизненному заключению. Он подал апелляцию. В 2013 году Апелляционный суд Харьковской области отменил приговор из-за процессуальных нарушений и вернул дело на новое рассмотрение.

Червонозаводской райсуд снова начал слушать дело Дериглазова, и в 2015 году вынес новый приговор — вновь признал парня виновным, но приговорил его на этот раз к 15 годам лишения свободы. Судьи учли положительные характеристики Дериглазова, а также то, что он не был судим ранее.

Как следует из приговора, в суде Дериглазов признал себя виновным в хранении оружия и сопротивлении милиционерам, но не признал вину в убийстве милиционера и покушении на двух его коллег. Он объяснил, что действительно стрелял в погибшего, но не знал, что он милиционер. Дома, во время задержания, он тоже стрелял в милиционеров и тоже не знал, кто они. Убивать никого не хотел и поэтому оба раза целился в руки, чтобы выбить из них пистолеты.

Куда Дериглазов шел поздно вечером с автоматом в рюкзаке — он не вспомнил, хотя еще в 2011 году говорил, что тренировался в стрельбе в лесопосадке. Когда милиционеры остановили его и спросили, что в рюкзаке, испугался, поэтому распылил баллончик и бросился бежать. По дороге достал из рюкзака автомат, чтобы выбросить его. Но услышал выстрелы и, испугавшись, тоже открыл огонь в ответ. Дериглазов стрелял в сторону милиционера, но в землю. Что было дальше — не помнит, пришел в себя только дома.

Там он взял ключ от сейфа отца и спрятал там свой автомат. Оттуда достал карабин, с ним поднялся на чердак и уснул. Утром проснулся от шума, спустился с чердака и увидел в комнате двух вооруженных мужчин. Когда один из них направил пистолет в его сторону, Дериглазов выстрелил. Началась перестрелка и потасовка.