«Почему-то решил ударить». Праворадикалу из России Михаилу Шаланкевичу дали условный срок за нападение на фотокорреспондента издания «Буквы».

21 июля нынешнего года под зданием Шестого апелляционного административного суда Киева фотокорреспондент издания «Буквы» Александр Кужельный фотографировал акцию праворадикалов, требовавших выдворения из Украины белорусского анархиста Алексея Баленкова. Кто-то из ультраправых крикнул: «Это не журналист, это левак». Толпа окружила Кужельного и принялась оскорблять. Полиция диалога и спецназ повели его от толпы в сторону. Но один из праворадикалов подбежал к фотокорреспонденту сзади и ударил по лицу.

Следствие установило, что Кужельного ударил гражданин России Михаил Шаланкевич. На фото в клетчатой рубашке. 13 сентября Печерский районный суд Киева приговорил его к году ограничения свободы, но освободил от наказания с годичным испытательным сроком. Судья Светлана Смык признала Шаланкевича виновным в хулиганстве (часть 1 статьи 296 Уголовного кодекса). Именно так нападение на Кужельного квалифицировала прокуратура.

«Ґрати» изучили приговор и рассказывают подробности дела неонациста, напавшего на фотокорреспондента.

Михаил Шаланкевич — гражданин России, приехал в Украину в 2018 году. Он был соратником известного российского неонациста Максима «Тесака» Марцинкевича и в 2018 году вместе с ним и другими ультраправыми осужден в России на шесть лет за вооруженные нападения в составе группировки «Реструкт», основанной Марцинкевичем.

Вскоре после приговора Шаланкевич освободился в связи с отбытием срока и переехал в Украину. Здесь он основал организацию «Альтернатива», которая позиционирует себя как «молодежное движение прямого действия». Участники это инициативы заявляют, что борются с распространением алкоголя и наркотиков. Они нападают на молодежь, которая распивает спиртное на улице, снимают это на видео и выкладывают в телеграм-канал.

21 июля Шаланкевич был на акции под Шестым апелляционным судом вместе с представителями других праворадикальных организаций. Изучив доказательства — видео инцидента, следствие решило, что на Кужельного Шаланкевич нападал один.

На стадии досудебного расследования Шаланкевич полностью признал вину, не оспаривал подробности нападения и согласился на рассмотрение обвинительного акта без личного участия в процессе.

Прокуратура передала дело в суд 7 сентября. Поскольку Шаланкевич согласился с обвинительным актом, суд рассмотрел его не проводя судебного заседания. Через неделю Светлана Смык вынесла приговор. В документе указано, что Шаланкевич сначала плюнул Кужельному в лицо, затем оскорблял его и, наконец, ударил его кулаком в лицо, нанеся фотографу легкие телесные повреждения.

Судья постановила, что Шаланкевич должен периодически регистрироваться в органе пробации, уведомлять о смене места жительства и работы, и не выезжать за пределы Украины без разрешения.

Адвокат Евгений Комисар, который представлял Шаланкевича в суде, сказал «Ґратам», что считает приговор справедливым.

«Мой подзащитный признал свою вину, ему действительно очень жаль, что произошел такой инцидент, у него не было намерения бить журналиста. Инцидент случился не потому что потерпевший журналист. Просто случилась досадная ситуация, — сказал Комисар и добавил. — Когда мой подзащитный ехал в метро, на него напали, задули газом. Он даже написал заявление сотрудникам полиции метрополитена, а потом, когда он пришел на акцию, он был в нервном состоянии. И когда случился массовый конфликт, он почему-то решил ударить Александра».

В тот день в метро действительно произошла потасовка. Под землей праворадикалов атаковала леворадикальная группа «Антифа».

Адвокат Шаланкевича подчеркнул, что у его подзащитного была возможность затянуть следствие, но он не стал этого делать. Например, он мог оспорить формулировку, что Кужельного он ударил кулаком, а не зацепил пальцами, но он не стал этого делать.

«Ґрати» попытались связаться с самим Михаилом Шаланкевичем через защитника, но на момент публикации он не ответил. Его адвокат попросил не называть своего подзащитного неонацистом и праворадикалом, поскольку такие формулировки оскорбительны для его клиента.

лександр Кужельный в комментарии центру по правам человека ZMINA сказал, что ему непонятно почему суд принял именно такое решение, но подавать апелляцию при этом он не собирается.

«Считаю, что мне нет от этого никакой пользы, только зря тратить время и портить нервы. Важно только, чтобы больше такое не повторялось, и я мог безопасно и спокойно работать и ходить по городу», — сказал фотограф.

В свою очередь редакция издания «Буквы», где до недавнего времени работал Кужельный, заявила, что обвинение не учло вероятную причастность в нападении на Кужельного других участников акции под судом. Кроме того редакция обратила внимание, что прокуратура квалифицировала нападение как хулиганство, а не по спецстатье о нападении на журналиста.

«Обвинение не охватило статьи «Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста» (статья 171 Уголовного кодекса) и «Угрозы или насилие в отношении журналиста» (статья 345-1 УК), несмотря на то, что у следствия были доказательства того, что Кужельный выполнял редакционное задание», — заявила редакция «Букв».

Пресс-секретарь Киевской городской прокуратуры Надежда Максимец сказала «Ґратам», что инцидент квалифицировали как хулиганство, поскольку у Шаланкевича не было умысла препятствовать работе журналиста.

«Потерпевший также согласился с указанной квалификацией и не возражал против рассмотрения по сокращенной процедуре», — сказала Максимец.

Это не единственное дело, в котором в Украине фигурирует Михаил Шаланкевич. 1 июля нынешнего года прокуратура направила в Подольский районный суд Киева дело по обвинению его в групповом хулиганстве. Шаланкевича обвиняют в том, что 3 апреля нынешнего года он вместе с группой лиц напал и избил парня, который вместе с девушкой пил пиво на киевском Подоле.