Обмануть Гитлера и уцелеть: Как британские интриганы лишили фюрера его правой руки.

Состоявшийся 80 лет назад перелёт Рудольфа Гесса в Британию – одно из наиболее ярких событий тайной дипломатии, чьи дела чаще всего остаются за кулисами. До сего дня соперники и партнёры США и Англии пытаются прийти с ними к какому-то компромиссу, нащупать общие интересы. Но все попытки оказываются тщетными. Яркой иллюстрацией этой тщетности стала авантюра заместителя Гитлера Рудольфа Гесса, отправившегося 10 мая 1941 года с обречённой на провал миротворческой миссией в Британию – лишь для того, чтобы провести половину своей жизни за решёткой и быть убитым в 1987 году (93-летний старик, готовившийся к освобождению из тюрьмы Шпандау, якобы покончил с собой за пару минут изощрённым способом, успев написать ещё и прощальную записку). Он слишком много знал и, выйдя на свободу, мог многое рассказать. К 30-летию этого убийства Британия рассекретила «почти все» связанные с полётом Гесса в Шотландию документы, скрыв главное. О нём и пойдёт речь.

Событие, о котором мы будем говорить сегодня, в массовом сознании по-прежнему представлено историческим мифом. В общих чертах он выглядит так.

В ходе войны с Британией (разбитая немцами Франция из неё уже выбыла) заместитель Гитлера по НСДАП, правая рука фюрера Рудольф Гесс, лётчик-антикоммунист, повредившийся умом от кровопролития между двумя «арийскими народами», по собственной инициативе, угнав «Мессершмитт-110», прилетел из Баварии в Шотландию для встречи с герцогом Гамильтоном, которого считал членом влиятельной в Британии группы сторонников замирения с гитлеровской Германией.

Гесс хотел попытаться заключить мир и добиться того, чтобы Британия не мешала Германии разделаться с большевизмом, который-де представляет для немцев и англичан общую угрозу. Гесс также хотел восстановить своей миссией влияние в окружении обожаемого им фюрера, которое якобы начало к тому времени сокращаться.

Как и во всяком мифе, осколки правды тут есть. Но внятное, непротиворечивое объяснение этого поступка и всего того, что с ним связано, отсутствует. Как и очень важные детали и обстоятельства, которые придают ему особое значение и могут рассматриваться как урок на будущее для тех, кто в очередной раз попытается о чём-то договориться с англосаксами. Поэтому давайте приступим к демифологизации перелёта Гесса – будет захватывающе, интересно и поучительно.

Вышел из доверия?

Начнём с последнего. Ни из какого фавора у Адольфа Гитлера Гесс не выпадал. Фюрер своему заместителю по партии доверял абсолютно, и это было взаимно.

Гесс был одним из первых членов НСДАП, считался «совестью партии». Он принимал активное участие в Пивном путче, сидел вместе с Гитлером в Ландсбергской тюрьме, был его личным секретарём, помогал в написании «Майн кампф», помог австрийскому выскочке без немецкого гражданства установить связь с германской элитой – военной, промышленной и интеллектуальной.

Обергруппенфюрер СС Гесс подчинялся только самому Гитлеру, замещал его на различных мероприятиях, выступал с речами, принимал дипломатов, стал после прихода нацистов к власти связующим звеном между партией и государством, отвечал за нацификацию госинститутов.

На момент перелёта в Шотландию Гесс был третьим лицом в системе власти нацистской Германии – после Гитлера и Германа Геринга, которого фюрер назначил своим преемником в случае неожиданной смерти. Так, 1 и 4 мая 1941 года Гесс вместе с Гитлером появлялся на публике и в составе близкого окружения фюрера, 5 мая в рейхсканцелярии в Берлине прошла их последняя встреча.

Они проговорили не менее четырёх часов. А через пять дней Гесс неожиданно для Гитлера улетел в Британию. Неожиданно ли?

Есть данные о том, что в рейхсканцелярии высшее руководство рейха как раз и прощалось с отбывавшим в Британию с рискованной миссией Гессом, давало ему последние инструкции.

Идеолог НСДАП Альфред Розенберг, бывший до последнего момента не в курсе проекта, приехал для прощальной встречи с Гессом в Мюнхен прямо в день отлёта.

Имеются также данные о том, что начальник Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнхард Гейдрих, тоже, как и Гесс, лётчик, сопровождал в составе истребительного эскорта самолёт заместителя фюрера почти до самых Британских островов. А Геринг в качестве рейхсминистра авиации выделил воздушный коридор для оборудованного дополнительными баками с горючим самолёта Гесса. «Угнать» его, спокойно пролетев над половиной Германии, от Аугсбурга до Нидерландов, в противном случае было бы невозможно. Будучи, повторим, абсолютно преданным фюреру, Гесс никогда бы не посмел отправиться в свою миссию без его согласия и не имел бы в таком случае технических возможностей её осуществить.

Поверили англичанам

Эта миссия могла бы всё же быть безумной, а Гесс – сумасшедшим. Это если бы он вылетел в никуда, чтобы сказать герцогу Гамильтону, с которым был шапочно знаком, который не являлся членом правительства и имел минимальное влияние при королевском дворе, что Германии и Британии стоит прекратить войну, чтобы позволить Гитлеру разделаться со сталинским СССР.

Во-первых, одним словам Гитлера в изложении Гесса, несмотря на его англофильство и антикоммунизм, англичане бы не поверили. Гитлер уже крупно обманул их, решив – вместо нападения вместе с Польшей на СССР – разбить вначале поляков, а потом и французов, чтобы обезопасить свой тыл.

Во-вторых, Гесса бы никто не отпустил с такой миссией. Если он полетел, значит, его ждали. Или в Берлине благодаря тонким британским интригам были уверены, что ждут.

Последнее как раз и имело место. И он, конечно, полетел произносить речи не просто так, а с проектом мирного договора. Заключить его планировалось не с Уинстоном Черчиллем, которого в Берлине считали «поджигателем войны», работающим на США, а с политиками-пораженцами типа рвавшегося к власти экс-премьера Ллойд-Джорджа, этого несостоявшегося британского Петена.

Чтобы избежать вторжения Гитлера в Британию, находившуюся практически в безнадёжном положении, английская разведка внушила немцам иллюзию, что Ллойд-Джордж вот-вот придёт к власти и фюрер получит своё без высадки войск.

Незадолго до перелёта в Шотландию Гесс посетил Испанию, где имел контакт – или лично, или через посредника – с видным «пораженцем» из круга Чемберлена – британским послом Сэмюэлем Хором, отправленным Черчиллем в Мадрид в почётную ссылку. Этот опытнейший международный интриган, организовавший в Петрограде убийство Григория Распутина и русскую революцию, а потом в Италии завербовавший молодого Бенито Муссолини и придумавший ему титул «дуче», смог, похоже, легко обмануть Гесса, а за компанию и Гитлера.

Заместитель фюрера летел в Шотландию в уверенности, что его не тронут – под честное слово короля, дадут с помощью герцога Гамильтона провести предметные переговоры с могущественными представителями высшей британской элиты, которые вот-вот «свалят» Черчилля, а потом тихо отбыть на родину. Британская дезинформация из других источников подтверждала, казалось бы, эти немецкие надежды.