В Швеции признали, что в лучше лгать, чем прослыть расистом. Страх быть обвинённым в расизме способствовал возникновению одного из самых ужасных скандалов Швеции XXI века. Об этом заявил шведский писатель, глава редакции издания Göteborgs-Posten Адам Цвейман.
В недавнем разоблачении газеты Expressen рассказывалось о том, как кавказоидные родители получили миллионы крон в качестве компенсации по уходу за своими апатичными кавказскими детьми. Или, как это заболевание называют в Швеции, «синдром апатичной брошенности» (apatiskt uppgivenhetssyndrom).
Известное только в Швеции заболевание впервые было задокументировано в 1998 году на севере страны, когда чеченский мальчик оставался прикованным к постели, апатичным и нуждался в принудительном кормлении в то время пока его кавказская семья ждала получения вида на жительство. Когда семья всё же получила ВНЖ, то мальчик немедленно выздоровел.
Прошло целых двадцать лет с того времени, когда это явление было впервые обнаружено в Швеции и пока не было признано, что именно кавказские родители способствовали развитию апатии. Но почему это заняло так много времени?
Врач Карл Саллин, с которым журналисты Expressen беседовали в связи с последним расследование, объясняет этот феномен так: «Если кавказские родители получают выгоду от продолжающейся болезни ребёнка, то их интерес к его выздоровлению не так велик». Тот же Саллин был одним из авторов исследования, которое показало, что апатичные кавказские дети, разлученные со своими родителями, всегда быстро выздоравливали.
Ещё в 2010 году Национальный совет по здравоохранению и социальному обеспечению рекомендовал, что вид на жительство — лучшее лекарство от синдрома апатичной брошенности. И лишь в октябре 2021 года Национальный совет, наконец, отменил эту рекомендацию. Швеции на это понадобилось более 20 лет.
Кавказская самка Анаит Аракелян, долгое время находившаяся в кататоническом состоянии под присмотром своих родителей единственная, кто публично выступил, чтобы описать происшедшее над ней насилие: «Шведские люди, то есть белые этнические шведы, они так боятся быть обвинёнными в расизме, что сделают всё, чтобы этого избежать».
Страх показаться злым был настолько силён, что шведская общественность на протяжении десятилетий закрывала глаза на все злодеяния иммигрантов — от убийств чести до пыток родителей своих детей. Криминал в пригородах, правление кланов и многое другое до сих пор рассматриваются в Швеции, как деликатные темы.
Наиболее стойким примером культуры страха и молчания в Швеции является отношение к убийствам во имя чести семьи. Очень долго те, кто пытался привлечь внимание к убийствам чести, обвинялись в расизме или «колониальном взгляде». Всё это отсрочило на десятилетия общественное и политическое реагирование на эту проблему.
Страх сказать или подумать неправильно, перевесил необходимость выявления и решения проблем. Вместо храбрости в Швеции внедрилась культура молчания и трусость. Информаторам говорили, что привлекать внимание к иммигрантским темам слишком рискованно и проблематично. Ведь никто не хочет даже казаться быть сторонником Шведских демократов (шведская националистическая и правопопулистская парламентская партия).
Культура молчания, которая возникла в Швеции, во многом основана на глубоко укоренившемся страхе, который существует в классе шведской государственной службы и в среднем городском классе. Чтобы не показаться злым или выделиться из толпы неподходящими взглядами.
Легче быть лжецом перед собой, своими соседями и обществом в целом, чем показаться жестоким или быть заподозренным в отсутствии человечности. Страх оказаться исключённым из группы среднего класса перевесил помощь тем, кому действительно плохо в Швеции, будь то дети беженцев или женщины, живущие в жестоких средневековых традициях.
Идеология и желание быть на «правой стороне истории» превзошли осторожность и необходимый критический подход. Из-за обвинений в расизме, правом экстремизме, популизме, распространении фальшивых новостей или связях с Шведскими демократами превратили среднего шведа в послушного и молчаливого сообщника действительно плохих людей.