Адвокат не увидел результатов экспертиз. Представитель семьи Тесака отказался давать подписку о неразглашении.
Неожиданный конфликт произошел в ходе расследования уголовного дела об убийствах, совершенных экстремистами в 2003−2007 годах по мотивам национальной ненависти. Адвокат Алексей Михальчик, ранее защищавший известного националиста Максима Марцинкевича (Тесак), найденного мертвым в СИЗО в 2020 году, отказался дать подписку о неразглашении материалов следствия. В ответ следователь не стал знакомить защитника с результатами экспертиз, среди которых предположительно осмотры тела самого Тесака, а также жертв националистов. При этом адвокат Михальчик выразил удовлетворение уже тем фактом, что материалы, касающиеся смерти Марцинкевича, обстоятельства которой до сих пор вызывают сомнения у семьи националиста, приобщены к делу и он сможет с ними ознакомиться позже.
Как рассказал «Ъ» господин Михальчик, следствие по делу экстремистов, которых обвиняют в убийствах на почве национальной ненависти, может быть окончено в мае, после чего фигуранты приступят к ознакомлению с его материалами. «Задержка в следственных действиях возникла из-за неготовности некоторых судебно-следственных экспертиз останков уроженцев Средней Азии, убитых в 2003−2007 годах»,— пояснил защитник. Впрочем, господину Михальчику и отцу Максима Марцинкевича, интересы которого сейчас представляет адвокат, с результатами экспертиз ознакомиться в итоге так и не дали.
По словам адвоката, причиной конфликта между ним и следователем стало то обстоятельство, что последний был недоволен тем, что господин Михальчик публично высказывает свою точку зрения о ходе расследования и выражает сомнения относительно самоубийства Максима Марцинкевича в СИЗО.
«Когда меня вызвали в ГСУ, мне сразу высказали эти претензии и предложили дать расписку о неразглашении материалов дела,— сообщил “Ъ” господин Михальчик.— Но это не устроило отца погибшего, который по-прежнему уверен, что его сын был убит. Поэтому мы отказались».
Адвокат пояснил следователю, что отец Тесака намерен и далее высказывать свою точку зрения по делу, а подписка, данная защитником, будет только мешать.
Впрочем, адвокат отметил, что материалы о гибели Максима Марцинкевича находятся в деле и по окончании следственных действий ему «все равно удастся с ними познакомиться», как и с результатами всех экспертиз.
При этом защитник считает, что следствие не сильно продвинулось в опознании тел погибших в 2003–2007 годах. Даже не были опознаны останки уроженца Дагестана Шамиля Удаманова, которого родственники узнали на видео, размещенном его убийцами в интернете после расправы.
Как уже сообщал «Ъ», активное расследование дел об убийствах, совершенных экстремистами на национальной почве, началось после того, как содержащийся в заключении Максим Марцинкевич в феврале 2020 года неожиданно сознался в причастности к двойному убийству 2007 года. Затем Тесак продолжил давать показания о других преступлениях, а всего он оформил девять явок с повинной. Во многом благодаря этому ГСУ СКР удалось привлечь к уголовной ответственности порядка десятка бывших соратников Тесака. В частности, Андрей Кайль, Александр Лысенков, Максим Хотулев, Павел Хрулевин, Алексей Гудилин и Семен Токмаков были арестованы Басманным райсудом столицы в декабре 2020 года. Еще пару националистов этапировали в Москву из колоний, где они уже отбывали сроки за другие преступления. А Сергея Коротких, известного как Малюта, Басманный суд арестовал заочно — националист давно перебрался на Украину, где успел поучаствовать в боевых действиях в Донбассе в составе националистического батальона «Азов».
Отметим, что дело в отношении Тесака могло быть прекращено в связи с его смертью, однако родственники националиста не согласились с этим. Максим Марцинкевич, напомним, был найден мертвым в сентябре 2020 года в камере СИЗО №3 Челябинска (националиста этапировали в Москву). При нем была найдена предсмертная записка, в которой арестант извинялся перед администрацией СИЗО, а также просьба отправить его подруге письмо, книгу и личный дневник.
Националисты обвиняются в убийстве двух и более лиц, совершенных организованной группой по мотивам национальной ненависти и вражды (п. «а», п. «ж», п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).