Из Франции слышно, как за правых топят провинциалы, за либералов – парижане. Все как у нас.

Агрессивно-правая Ле Пен вышла в финал президентской гонки с Макроном. 47news узнал в среде интеллектуалов, что такое радикал по-французски и как раскололись.

Либерал Эммануэль Макрон и, мягко говоря, традиционалист-консерватор Марин Ле Пен прошли во второй тур президентских выборов, который состоится 24 апреля. Итоги первого этапа подвели 10 апреля: у него — 28,5%, у неё — 24,2%.

47news нырнул в круг либеральной элиты, чтобы читателю стало понятно, откатывается ли Франция от политкорректности и толерантности. Я (Анна Медведева, 47news, прим.ПН14) дозвонилась до успешного парижского архитектора, 28-летнего Стефана. Для простого парижанина он сверх меры образован. Он сразу втащил меня в политический дискурс:

— Франция условна разделена на три политических блока, которые равны по силам. Среди либералов лидирует Макрон, среди правых — Ле Пен, среди левых — Меланшон. Каждый кандидат представляет свой блок французов, которые живут изолированно друг от друга. Это очень честные выборы, потому что их результаты ярко отражают видение социологов на раздробленность страны. Избиратели Макрона и Меланшона сосуществуют на одной территории, но их отличает достаток. Макрона поддерживает состоятельное население крупных агломераций, а Меланшона — бедное, среди них мигранты. Для примера: избиратели Макрона это запад и центр Парижа, а Меланшона поддерживает восток столицы (судя по всему, это как Невский проспект и Невский район — автор). За Ле Пен голосует бедное деревенское, сельское население и жители небольших городов, в их числе нет мигрантов.

В принципе, с определенной долей натяжки можно провести аналогию, допустим, между российским «Яблоком» (если, конечно, эта партия была бы в силе) и ЛДПР.

Марин Ле Пен — лидер ультраправой консервативной партии «Национальное объединение», основанной её отцом. В президентскую программу входит снижение НДС с 20% до 5,5% на энергоресурсы, освобождение молодежи от подоходного налога, чтобы «оставались в стране и создавали семьи». Касательно главного вопроса правых — иммиграции: предлагает провести референдум, чтобы изменить правила получения гражданства. Ле Пен отказалась от идеи выводить Францию из ЕС ради «эволюционирования европейской структуры». В 2017 году она уступила Макрону во втором туре. К выборам она составила 144 обещания, среди которых сокращение легальной иммиграции до 10 тысяч человек в год.

— Ле Пен утверждает, что она «кандидат всех французов». Народ поддерживает её иммиграционную политику?

— Макрон тоже так говорит, это всего лишь политический лозунг. Ле Пен не представляет всю Францию, а только четверть. Те, кто живет в больших городах и рабочих районах, не находят в её программе свои требования и ожидания. Её успех заключается в том, что она знает своих избирателей. Это брошенные, не очень состоятельные люди, которые получают пособия. Им по большей части все равно, националистка она или нет. На этих выборах она подчеркивала не столько тему миграции, сколько тему экономики и социальной политики. В своей программе она уподобилась левому фронту и предложила повысить пенсию, снизить возраст ухода на неё, сократить пособия для иностранцев, чтобы сохранить средства для французов. Этот дискурс работает против Макрона, потому что он много разрушил в социальном плане и не инвестировал ту Францию, которая голосует за Ле Пен.

— Насколько Ле Пен радикальна?

— Позиция по иммиграции и исламу — по-прежнему радикальна, хотя в этой президентской гонке Ле Пен смягчила дискурс. На фоне Земмура (предельно правый основатель партии «Отвоевание») Ле Пен больше не выглядит таковой. Он выступал за сохранение независимой «белой» Франции. Ле Пен не разделяет страну на расы, как это делает Земмур, и её даже поддерживают коренные темнокожие французы. Она выступала за помощь украинским беженцам, когда Земмур высказался резко против, поэтому он и набрал только 7%. Хотя сам призывает голосовать за нее, потому что частично признает ее программу.

— Как блоки французов относятся к мигрантам? И на этот счет есть раскол?

— В большинстве своем французы против нелегальных мигрантов, потому что они нарушают закон. Не против студентов, не против тех, кто приезжает работать. Больше того, ни один из кандидатов в президенты не воспринимает нелегальную миграцию как благо. Ле Пен предлагает решить эту проблему более радикально — через депортацию. Макрон тоже выступает за ограничение потоков, но он отмечает плюсы в легальной миграции. Не все французы хотят следить за чужими детьми, помогать старикам и убираться в домах. Меланшон считает, что депортация не будет эффективна, потому что люди вновь будут вынуждены уехать из своих стран из-за кризиса.

— Ле Пен называют пророссийским политиком, как она высказывалась по поводу беженцев с Украины? И что о них думают сами французы?

— Все кандидаты единогласно высказались против действий России на Украине, даже Земмур отступил от своих прежних позиций. Ле Пен действительно раньше выступала за стратегический союз с Россией, и Макрон использует на дебатах этот факт против нее. Но я не думаю, что это сработает, потому что для французов в приоритете социальные и экономические темы. Тем более ясно, что никто бы из европейских политиков сейчас не рискнул пойти на союз с Россией. Сами французы не против украинских беженцев, потому что они — европейцы. Все считают, что им нужно помочь, но вряд ли хотят, чтобы они остались жить.

— Какие у французов ожидания по поводу экономических изменений?

— В деревнях и поселках живут на пособия, потому что нет работы, так как предприятия брошены. Вся состоятельная Франция голосует за Макрона, потому что он обещает снизить налоги для предприятий. Они рассчитывают на либерализацию рынка и экономики. Главная проблема Макрона — безработица. Он хочет, чтобы все люди были трудоустроены и платили налоги, хотя зарплаты все меньше и меньше. Людям выгоднее жить на пособие по безработице целый год и получать 80% от прежнего заработка, чем устроиться на новую работу и получать в два раза меньше. И для французов это не стыдно. В стране огромные налоги, некоторые отдают 40% от зарплаты, поэтому пособие — возможность вернуть свои деньги. Макрон не удовлетворяет социальные потребности населения, поэтому может проиграть Ле Пен.

— Большая проблема Франции в том, что кандидаты опираются на блоки, но не думают о стране в её разнообразии. Многие французы — около 30 процентов — не голосуют. Либо аполитичны, либо считают, что президентская система — антидемократическая, нежели парламентская», — под конец подчеркнул Стефан.

Справка:
Первый тур президентских выборов во Франции стартовал в 9 утра 10 апреля. За выход во второй тур боролись 12 политиков. На третьем месте оказался глава левой партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон 21,95 %, на четвертом — крайне правый политик, основатель партии «Отвоевание» и журналист Эрик Земмур (7,07 %), замыкает пятерку кандидат от правоцентристской партии «Республиканцы» Валери Пекресс (4,78 %). По данным французского МВД, в выборах приняли участие почти 36 миллионов человек — это 73,69 % от числа зарегистрированных избирателей. Воздержались от голосования почти 13 миллионов человек.