Миллиардер Моше Кантор разорвал свои давние связи с Тель-Авивским университетом — присоединившись к растущему списку российских еврейских олигархов, которые свернули свою благотворительную еврейскую деятельность после того, как попали под международные санкции за связи с президентом России Владимиром Путиным, пишет журналист «Associated Press» Йозеф Федерман.

Санкции потрясли мир еврейской благотворительности, который в значительной степени зависит от богатых доноров, таких как Кантор, и вынудили ряд известных организаций резко прекратить партнерские отношения со своими благотворителями после того, как 24 февраля Россия начала спецоперацию на Украине. Кантор, российский магнат по производству удобрений, который также имеет британское гражданство, долгое время был президентом Европейского еврейского конгресса и стал видным борцом с антисемитизмом. Он основал или возглавил ряд других важных еврейских организаций, в том числе Всемирный форум памяти Холокоста, входил в состав совета израильского национального мемориала Холокоста Яд Вашем и помог открыть Центр Кантора по изучению современного европейского еврейства в Тель-Авивском университете.

Но после того, как Великобритания ввела санкции против Кантора в начале этого месяца, он ушел из Европейского еврейского конгресса после 15 лет нахождения у его руля. На этой неделе Тель-Авивский университет подтвердил, что имя Кантора было удалено из названия Центра еврейских исследований всего за несколько дней до того, как он должен был опубликовать свой ежегодный отчет об антисемитизме во всем мире. В заявлении, распространенном через пресс-секретаря, говорится, что Кантор попросил приостановить связи с рядом организаций по собственной инициативе.

«Доктор Кантор добровольно с немедленным вступлением в силу отказался от активного участия в Европейском еврейском конгрессе, Всемирном форуме памяти Холокоста и Центре Кантора, чтобы не отвлекать внимание от важной работы этих организаций», — говорится в заявлении. Кантор, состояние которого «Forbes» оценивает в 4,6 миллиарда долларов, присоединился к ряду богатых русско-еврейских бизнесменов, которые попали под санкции Запада за предполагаемые связи с Путиным.

В прошлом месяце Яд Вашем заявил, что приостанавливает пожертвование в размере десятков миллионов долларов от Романа Абрамовича, владельца футбольного клуба «Челси», после того, как он попал под санкции Великобритании и Европейского Союза. Он сослался на «последние события». Трое других олигархов, попавших под санкции Запада, — Михаил Фридман, Петр Авен и Герман Хан — в прошлом месяце ушли из «Genesis Philanthropy Group».

В электронном письме, отправленном своим сторонникам, организация сообщила, что они ушли, «чтобы гарантировать способность GPG оставаться верной своей миссии». О санкциях речи не шло. GPG финансирует проекты по укреплению еврейских общин по всему миру. Эти трое также участвовали в создании премии «Генезис» — ежегодной премии, которая присуждается за профессиональные достижения и приверженность еврейским ценностям. Среди прошлых лауреатов премии в 1 миллион долларов были актер Майкл Дуглас, режиссер Стивен Спилберг и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Лауреатом этого года стал Альберт Бурла, исполнительный директор фармацевтической компании «Pfizer», который, как ожидается, приедет в Иерусалим в июне на церемонию награждения.

Олигархи заявили, что санкции несправедливы. Некоторые, например Фридман, даже высказывались против действий России на Украине, а Абрамович пытался позиционировать себя как потенциального миротворца между двумя странами. Исполняющий обязанности президента Европейского еврейского конгресса Ариэль Музикант рассказал, что организация шокирована санкциями против Кантора, который, по его словам, «посвятил свою жизнь борьбе с антисемитизмом, памяти жертв Холокоста и безопасности еврейских общин Европы». «Очень грустно и тревожно, что доктор Кантор, вносивший беспрецедентный вклад в борьбу с антисемитизмом и процветание еврейской жизни в Европе на протяжении более 15 лет, был подвергнут санкциям без каких-либо доказательств, что нанесло большой ущерб многим людей и организаций», — заявил он.

Многие олигархи-евреи имеют тесные связи с Израилем, проводят время в стране и даже имеют израильское гражданство. Это создало деликатную ситуацию для страны, которая была создана как убежище для евреев, но также имеет тесные связи с Западом, особенно с США. Израильские лидеры заявили, что не позволят использовать страну для обхода международных санкций, хотя, как сообщается, некоторые олигархи проводят в Израиле больше времени. Например, Абрамович, получивший израильское гражданство в 2018 году, недавно был замечен в международном аэропорту Израиля.

Дженнифер Ласло Мизрахи, американский филантроп еврейского происхождения, заявила, что проблемы олигархов создали «огромную проблему для некоммерческих организаций, которые полагаются на их добрую волю». Она сравнила кризис с периодом после падения финансиста Берни Мэдоффа, который в конце 2000-х растратил средства многих еврейских благотворительных организаций на масштабную финансовую пирамиду. Она сказала, что многие благотворительные организации, внезапно лишившиеся источников финансирования, были вынуждены закрыться, объединиться или уволить сотрудников. Мизрахи заявила, что дискуссия среди профессионалов мира благотворительности о происхождении донорских денег «идет очень активно». Но она заметила, что, учитывая неоднозначное происхождение столь многих состояний на протяжении десятилетий, восходящих к промышленникам, таким как Генри Форд или Эндрю Карнеги, она считает более важным обеспечить эффективное распределение благотворительных средств. Она отметила, что особенно важно, чтобы получатели благотворительных программ принимали участие в принятии ими решений. «Лучшее решение — не говорить, что я не возьму деньги у человека A, B, C или D», — заявила она. Вместо этого, по ее словам, цель должна заключаться в том, чтобы использовать деньги «лучшим образом, чтобы сделать мир лучше».

Но Аншель Пфеффер, обозреватель ежедневной газеты «Haaretz», недавно написал, что олигархи «загрязняют институты своими грязными деньгами». Он заявил, что ситуация на Украине — это «жесткое прозрение о широте и глубине влияния олигархического класса на организационный климат еврейского мира».