Исламофобия в Европе и ее последствия. Надругательства над Священным Кураном в Швеции — что это означает?
В последние годы мусульмане, проживающие в Европе, подвергаются нападкам, дискриминации и угрозам физической расправы, пишет Resalat. Надругательства над Кораном, убийства мигрантов, травля учеников в школах уже стали неотъемлемой частью жизни. Неудивительно, ведь во многих европейских странах большую популярность имеют партии, фактически неонацисткие по своему содержанию.
Пространный доклад под названием «Исламофобия в странах Европы», подготовленный под руководством профессора, члена Ученого совета Турецко-немецкого университета Энеса Байраклы, и Фарида Хафеза, профессора Университета Джорджтаун, и затем опубликованный Институтом Леопольда Вайса в Австрии, показал, что на самом деле исламофобия в европейских странах — очень распространенное явление. В последние годы мусульмане самых разных национальностей, проживающие в европейских странах, подвергаются нападкам, дискриминации, нередко даже угрозам физической расправы именно в силу своей религиозно-этнической идентичности.
Что показало исследование?
Доклад, в подготовке которого приняли участие в общей сложности до 37 сотрудников различных университетов, экспертов и активистов гражданского общества из разных европейских стран, описывает явление исламофобии в Европе как реально воплощаемый политический курс и доказывает это на различных примерах. Согласно данным доклада, несмотря на то, что нападки на ислам в последние годы из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, в большей степени переместились в цифровую среду, соцсети и интернет-сообщества, мусульмане, в особенности, женщины, продолжали подвергаться разного рода нападкам и преследованиям, вплоть до угрозы физической расправы. А инцидент, связанный с убийством девяти мигрантов крайне правым экстремистом в немецком городке Ханнау-ам-Майн (федеральной земли Гессен), стал наиболее ярким свидетельством и проявлением исламофобии не только как политического курса, но и общественной жизни.
Еще один характерный инцидент произошел в Дании. Мусульманин был жестоко избит и тяжело ранен двумя крайне правыми экстремистами после того, как его спросили о происхождении и религиозной принадлежности.
Менее жестокий по своим последствиям, но все же характерный инцидент произошел даже в небольшом прибалтийском государстве — Эстонии. В столице человек в маске выставил голову свиньи сначала перед центром мусульманской диаспоры, а затем и возле посольств Турции и Азербайджана. Можно упомянуть также и Францию, где различные антиисламские установки органов власти, а также практически непрекращающийся общественный дискурс, направленный против мусульман, стали уже частью повседневной жизни и никого не удивляют. В этой стране, непосредственно в столице, неподалеку от Эйфелевой башни напали на двух женщин-мусульманок, 19 и 40 лет, носивших мусульманский платок-хиджаб: человек набросился на них с ножом. В том же 2020 году была подожжена мечеть в небольшом селении Вербуч, примерно в 40 километрах западнее Приштины, столицы Косово. Относительно этого небольшого государства на Балканах стоит, однако, заметить, что всякий раз происходящий там инцидент, связанный с исламом и мусульманами, подвергается единодушному осуждению и имеет весьма широкий резонанс в Европе, тогда как аналогичные случаи в других европейских странах предпочитают почему-то не замечать. Также необходимо сказать, что разного рода инциденты и насилие в отношении мусульман, манифестации антиисламской направленности почти регулярно происходят в таких европейских странах, как Испания, Сербия, Северная Македония и Черногория. В последних трех государствах, возникших на европейской политической карте относительно недавно на месте бывшей, некогда единой Югославии, подобные явления тоже стали уже неотъемлемой частью жизни.
Исламофобия в Швеции
Однако настоящим эпицентром исламофобии в последние месяцы стала Швеция, крупное скандинавское государство на севере Европы. Публикация в соцсетях видеозаписи, запечатлевшей подлинную психологическую пытку, которую устроил учитель в отношении одной из учениц средней школы в городе Мальмё, носившей хиджаб, также потребовала детального изучения положения мусульманского сообщества и ситуации с исламофобией в этой европейской стране.
По данным доклада, опубликованного сайтом bra.se, расследование разного рода преступлений, совершенных на почве расовой нетерпимости и исламофобии в Швеции, представило в итоге весьма неприглядную картину. Исследование этой темы за период с 2016 по 2019 год показало, что исламофобия, а также прочие преступления против мусульман, совершенные на почве расовой или религиозной нетерпимости, принимают весьма широкий спектр и разнообразный характер: от запугиваний и психологической травли до реального насилия, нападения на людей, массовых поджогов зданий и т.п.
Оказалось также, что в Швеции осталось крайне мало мест, где мусульмане могли бы пребывать в относительной безопасности, не подвергаясь нападениям и не опасаясь преступлений, совершаемых на почве национальной или религиозной ненависти и нетерпимости. Мусульмане в Швеции подвергаются нападкам буквально везде — в киберпространстве, в жилых кварталах, на рабочем месте, в учебных заведениях: это могут быть либо просто нападки или угрозы, либо реальные тяжкие преступления. Мужчины становятся объектом преступлений большей частью на рабочем месте или возле мест проживания, тогда как женщины оказываются мишенью для разного рода незнакомцев в соцсетях и общественных местах. Безусловно, какие-то группы мусульман оказываются в более уязвимом положении, какие-то — менее.
Последствия преступлений, которые совершаются в отношении мусульман на почве национально-этнической нетерпимости или исламофобии, также могут быть разными. Их можно определить в диапазоне от постоянного шока, беспокойства, элементарного страха до чувства отторжения, риска потери работы или утраты свободы вероисповедания. Даже простое посещение мечети уже может иметь негативные последствия. По статистике, наиболее распространенным преступлением в отношении мусульман, совершаемым именно на почве ненависти, но не на бытовой почве, является угроза преследований (44% от всех данных о преступлениях против мусульман), затем идет подстрекательство против мусульман (23% от всех данных). Далее — клевета (10%) и насильственные преступления (8%), которые могут быть сопряжены с тяжкими последствиями для здоровья потерпевших или даже со смертельным исходом.
Но приходится констатировать, что большое число данных о преступлениях просто не попадает в официальную статистику (соответственно авторы доклада и не могли их учитывать), поэтому невозможно точнее оценить ущерб, который наносится пострадавшим. Однако в ходе интервью с мусульманами, ставшими жертвами преступлений на улицах и в общественных местах, часто выяснялось, что об инцидентах не сообщали в полицию. При этом еще нужно добавить, что в контексте шведского законодательства многие действия, с которыми приходится сталкиваться мусульманам, вовсе не считаются преступлением, соответственно, потерпевшие не могут рассчитывать на защиту и правовую поддержку.
Протесты не прекращаются…
Стоит ли говорить о том, что в этих условиях мусульмане не чувствуют себя защищенными, тогда как экстремисты, напротив, осознают свою безнаказанность. Особенно в той части, в которой позволяют себе глумиться над священными для мусульман вещами, включая символы веры. Так, ультраправые экстремисты решились даже на то, чтобы публично сжечь экземпляр Священного Корана. В результате страну охватили протесты со стороны представителей весьма значительной мусульманской общины, составляющей в современной Швеции весомый процент от общего числа населения. Протесты, переросшие в беспорядки, и столкновения протестующих с праворадикалами длились несколько суток.
Как писала британская «Гардиан», по данным полиции, протесты начались с того, что группы молодых людей по несколько сотен человек, вышедших на улицы в городе Ландскрона, начали забрасывать камнями автомобили, жечь покрышки. Естественно, пострадали и автомобили полицейских, а за несколько дней протестов около 20 сотрудников полиции получили тяжелые ранения. Беспорядки охватили и города страны, такие, как столичный Стокгольм, а также Линкопинг и Норчепинг. Столкновения происходили главным образом между протестующими мусульманами и сторонниками ультраправой партии «Жесткий курс», которая, собственно, и организовала акцию с сожжением экземпляра Корана по призыву лидера и основателя партии, адвоката Расмуса Палудана. Необходимо заметить, что Палудан, основатель партии, гражданин и Дании и Швеции, к моменту начала протестов уже получил известность как автор ряда антиисламских видео в интернете. Праворадикальная партия «Жесткий курс» основана им в 2017 году. Сайт партии делает особый акцент на борьбе с «бесконтрольной миграцией» и «исламизацией». Позже к акциям протеста присоединились и другие представители крайне правых групп. По заявлению Ким Хильд, пресс-секретаря сил полиции региона, акции, организованные правыми, отменять не планируется, поскольку шведская полиция полагает, что в ходе столкновений «не был превышен порог терпимости», а, кроме того, полиция «ценит свободу самовыражения». Само собой разумеется, что в таких условиях представители праворадикальных сил, позволяющих себе оскорбительные в адрес мусульман акции, ощущают полную безнаказанность.
Необходимо также заметить, что за последнее десятилетие фактически неонацистские по своему содержанию идеи приобретают все большую популярность в скандинавских странах, и полиция уже неоднократно арестовывала и в самой Швеции, и в других странах Северной Европы сторонников неонацизма. Однако партия «Жесткий курс» неонацистской не признается и присутствует на политической арене как Дании, так и Швеции. Однако ее идеи, по сути, мало чем отличающиеся от нацизма, завоевывают позиции в современном шведском обществе с поразительной легкостью и скоростью. При этом, хотя представители правоцентристов и социал-демократов в Швеции и объявили, что намерены объединять усилия в противодействии ультраправым, на деле до сих пор мало что предприняли для обуздания праворадикальной идеологии.