СМИ регулярно сообщают о том, что в зоне спецоперации воюют представители так называемого неоязычества. Причём как на стороне русской армии, так и за ВСУ. Кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Балтийского федерального университета им. И. Канта Роман Шиженский рассказал «Царьграду», зачем эти люди едут на Донбасс.
— Роман Витальевич, почему вас заинтересовала тема неоязычников, участвующих в СВО?
— Дело в том, что сейчас я завершаю исследование «Язычники на войне», основанное на интервью с нашими бойцами, принимавшими и принимающими участие в СВО и характеризующими свое мировоззрение как «языческое» или «родноверческое». С момента начала операции в рядах вооруженных сил России, Донецкой и Луганской Народных Республик сражается значительное число представителей традиционных конфессий. В ряде случаев мы можем говорить об отдельных подразделениях, укомплектованных по религиозному принципу (СМИ сообщают о православных, исламских и буддистских подразделениях).
Остальное воинское братство в конфессиональном плане либо представляет из себя несформированную культовую и атеистическую среды, либо относится к иноконфессиональным сообществам. В рядах наших вооруженных сил воюют язычники: представители коренных народов, русские младоязычники. Их можно условно назвать «третьей русской силой» в СВО.
Меня, как исследователя вопроса, интересует исключительно мировоззрение бойцов, без грязного «свастического белья». Как говорил мой недавно ушедший учитель, профессор Евгений Васильевич Кузнецов: «В исследовании главное – источник!»
— И сколько таких язычников служит в наших рядах на СВО?
— Это один из центральных вопросов, волнующих заинтересованное сообщество. Точного ответа на вопрос о численности современных последователей доавраамической религиозности нет. Есть воюющий языческий «базис», есть определенный процент обращённых, есть потенциальные неофиты и т.д. По словам бойцов в зоне СВО, языческого мировоззрения придерживается от 20 до 40% личного состава в ряде боевых единиц: штурмовых отрядах, диверсионно-разведывательных групп, подразделений специального назначения. Много это или мало? Для ответа на вопрос заинтересованных отправляю к эссе Эрнста Юнгера «Уход в лес» с ярко выраженной ставкой автора на пассионариев-одиночек и малые группы.
— Какие мотивы движут этими людьми?
— Мотивация, заставляющая язычников участвовать в СВО, мало чем отличается от мотивации воинов, придерживающихся иных религиозных взглядов. Любовь к родной земле: элементарное – «животное» – почвенничество без высокопарных идеологем, зачастую так красиво возникающих в СМИ. В разговоре с бойцами подавляющая часть ответила, что воюет именно за дом. Некоторым предлагают контракты, другие, и это отдельная огромная и глубокая тема, люди войны (вот вам и знаменитые славянские варяги или скандинавские викинги), но подавляющая часть воюет за Отчизну.
— А как эти «неоязычники» относятся к представителям традиционных религий? Нет ли конфликтов на этой почве?
— Этого отношения просто нет. Вне специально укомплектованных – исключительно языческих, закрытых подразделений – отсутствует любое проявление религиозной нетерпимости. Не забуду слова одного из командиров: «Самое главное на передовой — чистые и сухие носки. Какая тут религиозная вражда». Вне религиозных пристрастий формируются и отдельные боевые единицы: «Если мне нужен хороший пулеметчик, а он не язычник. Я все равно его возьму».
— Встречаются ли среди них девушки?
— В ряде подразделений встречаются и язычники-девушки. Вот вам и валькирии скандинавских саг, и лучшие воительницы Бравалльской битвы, описанной Саксоном Грамматиком. После общения понимаешь, что круг обязанностей «слабого пола» колоссален: от прямого участия в штурмовых операциях до так привычного в мирной жизни быта. Как отметила мама-воин-художница (позывной не скажу): «Пока я тут, мужикам стыдно бояться».
— Как проявляются особенности их мировоззрения?
— В языческом воинском микромире наблюдается жесточайший синкретизм славянской и скандинавской традиции. Данный феномен находит выражение и в почитании основных божеств, и в распространенной символике (обереги, нашивки), и, естественно, в татуаже. Подавляющая часть опрошенных бойцов – язычники-одиночки, не состоящие в объединениях – общинах.
Весьма интересным рисуется будущее носителей рассматриваемого мировоззрения после окончания СВО. Учитывая, что определенный процент «языческих ушкуйников» не откажется от воинской стези (вспоминаю крылатую фразу из песни «Вагнера»: «Ну а если мы умрем, то в Валгаллу попадём…»), можно только предполагать, как будет выстраиваться их отношения с «мирными» языческими объединениями внутри России, госаппаратом и конфессиональным сообществом по возвращении домой.
— К слову о нашивках… У некоторых наших врагов имеются похожие. Как к этому относятся русские «неоязычники»?
— Для меня было открытием, что подавляющая часть опрошенных считает разукрашенный «Азов»* и «Айдар»** субкультурами. Много общих символов: черное солнце, руны, коловрат, но «азовцы»* для отечественных язычников – просто субкультура. Искусственно созданная, официально финансируемая, разрекламированная «элитная» корпорация, возвышающаяся над массами «недочеловеков».
*организация признана экстремистской и запрещена в России.
**организация признана экстремистской и запрещена в России.