«У Александра Невского были особые отношения с исламским миром. Он, безусловно, понимал, что ислам и христианство объединяют вещи более глубокие, чем просто дружба».

Иеромонах РПЦ рассказал о сакральном значении аята из Корана на шлеме Александра Невского (на самом деле шлем выковали спустя 300 лет после смерти Невского). Позже эту речь использовали в военной пропаганде.

По словам священника Григория Матрусова, который выступал на форуме «Богословское наследие мусульман России» в Татарстане, Александр Невский выбрал «стратегическое направление [ислам] для всех будущих поколений России», ездил в ставку Золотой Орды и дружил с ханами. А аят на «его шлеме» якобы означает, что князь Руси верил в тесную связь русского и мусульманского миров. Позже речь распространили в аккаунте добровольческой бригады «Отряд имени Святого благоверного князя Александра Невского», заявив об исторической связи мусульман и православных. Запись репостнули командир спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов и замминистра информации ДНР Даниил Бессонов.

На самом деле шапку ерихонскую Михаила Фёдоровича (раньше ее ошибочно называли шлемом Александра Невского) выковал мастер Никита Давыдов в XVII веке, спустя 358 лет после смерти полководца. На шлеме действительно был выгравирован 13-й аят из 61-й суры Корана. Историки связывают это с тем, что шлем, вероятно, был сделан на основе арабского образца. При этом Золотая Орда приняла ислам только в 1320 году при хане Узбеке, через полвека после смерти Невского (в версии Матрусова русский полководец специально ездил в ставку хана, потому что видел общие цели двух религий).