Во Франции разгорелся скандал вокруг идеи празднования годовщины одного из величайших писателей 20 века Луи-Фердинана Селина.

Годовщины смерти – ее решили отметить «Архивы Франции», так как имя Селина числится в списке «национальных чествований» на 2011 год, который был составлен при участии министерства культуры.

Романы Селина «Смерть в кредит» и особенно «Путешествие на край ночи» — вершины французской словесности прошлого века. Как никто ни до, ни после него, Селин показал миру опустошенную и потерявшую все ценности европейскую душу в период между двумя Великими войнами. Впервые во французской литературе Селин позволил ей заговорить языком улицы.

Но, увы, гений и злодейство… — Селин был чудовищным, зоологическим антисемитом, сотрудничавшим с нацистами и даже подстрекавшим их к уничтожению евреев в памфлетах, которые печатали петэновские издания.

После войны он отсидел срок в тюрьме. Он не был казнен, как многие коллаборационисты.

Вчера председатель Ассоциации детей депортированных евреев Франции Серж Кларсфельд выразил публично возмущение фактом чествования великого писателя и преступника Луи-Фердинана Селина.

Ассоциация потребовала отменить торжества по случаю 50-летней годовщины Селина и немедленно изъять из списка национальных деятелей, удостоенных чествования.

«Тем, кого это оскорбляет, мы говорим: должны пройти века, пока одновременно с жертвами начнут чествовать палачей», сказано в обращении Ассоциации.

Автор биографии Селина, академик Фредерик Виту не понимает этой полемики. «Слово «чествование» двусмысленно. Никто не собирается увивать его имя лаврами. 50-я годовщина со дня смерти писателя – повод для того, чтобы пробудить интерес к его творчеству и заново взглянуть на его темные стороны. Нельзя отрицать, что это один из величайших французских писателей», сказал он.

Другой селиновед, Анри Годар, с ним согласен: «Нужно ли, можно ли чествовать Селина? Возражения слишком ясны. Это был дикий антисемит. Но он был автором произведений, которые, наряду творениями Марселя Пруста, определили лицо французской литературы первой половины 20 века».

Сложная, практически неразрешимая дилемма. И могут ли евреи диктовать французам, отмечать ли им дату смерти их великого писателя, даже если он был антисемитом? Ответ не так очевиден.

Полемика о наследии Вагнера, которая велась на страницах zman.com, еще одно тому доказательство.

Источник: ZMAN.com