Сегодня в Екатеринбурге прошел митинг против «милицейского произвола». Однако организаторы позиционировали мероприятие как направленное не против, а «за» милиционеров. Но только «за трезвых и честных», как неоднократно они подчеркивали. Поводом для акции послужило резонансное убийство майором милиции Павлом Мирошниковым видеорежиссера Евгения Ильющенко, – отмечает корреспондент «Нового Региона». В ходе акции был организован сбор подписей и принято обращение к начальнику регионального ГУВД Михаилу Бородину. Манифестанты требуют от генерала провести объективное расследование убийства, пересмотреть состав общественного совета при милицейском главке, и, наконец, искоренить пьянство среди личного состава.

По уже устоявшейся в уральской столице традиции, акция проходила у подножия памятника основателям города – Татищеву и де Геннину. Надо сказать, что собиралось оно, что называется, вяло – мероприятие было назначено на 14 часов, но на месте встречи к этому времени оказалось больше милиции (было замечено изрядное количество сотрудников в штатском), чем манифестантов. Впрочем, в третьем часу дня на пятачке у памятника все-таки набралось порядка двухсот человек, главным образом, молодежи. Примечательно, что вначале некоторые из организаторов – мужчины в возрасте около пятидесяти лет относились к прибывающим, в том числе журналистам довольно настороженно. Но как только им предъявляли редакционные удостоверения, они расслаблялись и объясняли свое отношение – мол, в толпе много переодетых милиционеров и фсбэшников: «не обижайся, приходится вести себя аккуратно», пояснил один из них корреспонденту «Нового Региона».

Затем они принимались много и эмоционально вспоминать обо всех последних случаях милицейского произвола, коего в большом количестве в последнее время происходит в разных субъектах Федерации. Затем мужчины развернули транспаранты с надписями «Мы за реформу МВД» и «Нам нужна трезвая милиция». Надо заметить, что тема пьянства в повестке сегодняшней акции была не случайной – как известно, в крови находившегося на боевом дежурстве майора Мирошникова было 0,33-0,35 промилле алкоголя – и в самом ГУВД это признали. Здесь же был размещен постер с увеличенным фото Евгения Ильющенко, по понятным причинам ставшего «знаменем» митинга. А перед самым началом митинга организаторы принесли пакет с белыми ленточками – разобрать их предложили всем желающим в качестве символа борьбы за справедливость. И хотя новых участников больше не становилось, уже находящиеся на площади люди стали разбирать ленточки и крепить на свою одежду.

Здесь же собирали подписи под обращением к начальнику свердловского ГУВД Михаилу Бородину, которого призывали объективно расследовать убийство Евгения Ильющенко, пересмотреть состав общественного совета при милицейском главке, и покончить с пьянством среди личного состава. При этом один из пунктов этого «манифеста» касался отставки пресс-секретаря главка полковника Валерия Горелых.

Тем временем митингующие приступили к выступлениям. Они говорили в микрофон, что выступают не против милиционеров, а за них: «Но за какую мы милицию? Милицию трезвую и честную!» Скорее всего, эти слова были адресованы крупным милицейским чинам из свердловского ГУВД и УВД Екатеринбурга. Среди них, в частности, находился начальник УВД, полковник Марат Бисинбаев, а рядом стояли его коллеги – такие же полковники и подполковники в светлых овчинных шапках, по которым сходу определяется старший офицерский состав. Они все время держались особняком и в происходящее не вмешивались. Речь подхватил коллега убитого Ильющенко и один из инициаторов сегодняшней акции – Кирилл Зайцев. Он и сказал о самом главном: «Абсолютно дикая ситуация – погибает 29-летний молодой человек, который был в тот момент дома, и погибнуть никак не мог!»

Он же пояснил корреспонденту «Нового Региона», каким образом собирались люди на митинг. «Народ собирали через форумы и социальные сети, ну и, конечно, с помощью СМИ. Плюс «знакомые и знакомые знакомых» нам помогали. Попыток нам помешать никто не предпринимал – только в первый день официальный представитель ГУВД негативно высказался на этот счет. А больше никакой реакции не было», – пояснил Кирилл Зайцев. Он также посетовал, что народу собралось не так много, как того хотелось бы. По его словам, это обстоятельство огорчает, но ничего с этим не поделать – тема митинга неоднозначная. «Может быть, кто-то неверно понимает его суть. Митинг не против милиции, а за реформу милиции. А может быть, кто-то побоялся. Это один момент, а другой – все-таки суббота и довольно прохладно».

Об этом же – малом количестве неравнодушных граждан на площади Труда пожалела и уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. По ее словам, недопустимы ситуации, когда в «группу риска» попадают профессора консерватории, имея в виду случай годичной давности, когда профессору Уральской государственной консерватории, заслуженному деятелю искусств РФ Сергею Белоглазову были нанесены телесные повреждения. «Получается так, что уже и профессор консерватории помешал им… Конечно, милиция нуждается в реформе – нет слов. Мы с правозащитниками подготовили девять поправок к новому закону «О полиции» – восемь из них в том или ином виде вошли», – говорит Мерзлякова. Одно из главных зол сама она видит в пресловутых милицейских показателях и планах по раскрываемости и задержанию: «В законе нет самого главного. Если статистика нам и дальше затмит судьбу человека – ничего не получится. Показатели затмили все».

При этом г-жа Мерзлякова считает, что с помощью митинга вряд ли можно повлиять на ход самого следствия. «Тем более что в моем представлении оно (следствие) идет качественно. Хотя я прекрасно понимаю – ребятам надо выговориться».

Источник: РИА «Новый регион»