Список запрещенных в Узбекистане российских телеканалов пополнился еще двумя – ТНТ и ДТВ. Большинство студий кабельного телевидения Ташкента и других городов, ретранслирующие программы российского телевидения, отключают их, ссылаясь на указание властей.
Причиной негативного отношения к этим двух каналам, судя по всему, стала не их политическая направленность, как это несколько лет назад произошло с телеканалами Рен-ТВ и ТВЦ, посмевшими рассказать об Узбекистане в неприятном для президента Ислама Каримова контексте и посему немедленно запрещенных, а безнравственность и аморальность ДТВ («настоящий мистический») и ТНТ («Дом-2», Анфиса Чехова). Таким образом, в настоящее время в Узбекистане запрещены по меньшей мере пять-шесть российских телеканалов.
Напомним, что централизованная ретрансляция российского телевидения на большей части территории Узбекистана была прекращена в середине 1990-х под фальшивым предлогом, что это делается временно – «в связи с нахождением спутника в неудобной для трансляции зоне». Позже о том, что российское ТВ отключено лишь временно, уже никто не вспоминал, а кабельные студии с показа видеофильмов переключились на более популярные российские каналы.
Несмотря на то, что российское ТВ традиционно не упоминает об Узбекистане, а в редких случаях делает это в подчеркнуто нейтральном, даже подобострастном тоне, по принципу «как бы не обидеть», из этого правила иногда бывают исключения, вызывающие гнев и раздражение руководства этой страны, поскольку российские телеканалы смотрит добрая половина населения республики – и по кабельному телевидению, и с помощью спутниковых антенн-«тарелок». Так, в 2010 году главные российские каналы неожиданно сообщили о начавшемся суде над фотографом-документалистом Умидой Ахмедовой и даже продемонстрировали ее фотографии. Отреагировать на это спецслужбы Узбекистана не успели, и многомиллионная узбекская аудитория ознакомилась с «клеветническим» содержанием этих передач. В этот же день сайты ряда российских телеканалов были заблокированы.
Ранее, в 2009 году, ИА «Жахон», информагентство при МИДе Узбекистана, озвучило претензии узбекских властей к российскому телеканалу РБК. «23 ноября 2009 года в вечерних информационных сообщениях российского телевизионного канала «РБК» было распространено сообщение о том, что «Узбекистан в одностороннем порядке, без разъяснения причин закрыл границу с Казахстаном», — говорилось в официальном заявлении узбекского МИДа. — «Это ничем не обоснованное, явно ангажированное сообщение, по мнению узбекской стороны, ставило перед собой целью создать на информационном поле атмосферу складывающейся напряженности между двумя соседними близкими государствами — Узбекистаном и Казахстаном, посеять почву для различных инсинуаций. На самом деле речь идет об объявленных узбекской стороной еще 13 ноября сего года временных пограничных карантинных ограничениях, вызванных распространением сезонного гриппа, о которых казахская сторона была заблаговременно предупреждена». «Подобного характера провокационные действия российского канала не могут не вызвать чувства удивления и всяческого осуждения», — подчеркнуло информагентство при МИДе Узбекистана.
Несмотря на безапелляционный тон, в действительности содержание заявления являлось обычным враньем. В Ташкенте, расположенном в 10-15 километрах от границы с Казахстаном, хорошо было известно, что выезд в соседнее государство по инициативе узбекской стороны в очередной раз закрыт под предлогом некоего «карантина». В общем, понятно, что после этого канал РБК тоже угодил в опалу.
Вот уже несколько лет большинством узбекистанских студий кабельного телевидения не транслируется и канал «СТС», вытесненный местным телеканалом «СофТС», имевшим какое-то отношение к старшей дочери президента Гульнаре Каримовой. Его содержание составляла выборочная нарезка из передач «СТС». В настоящее время деятельность «СофТС» прекращена, однако передачи СТС так и не возобновились.