Более 60 000 электронных писем из внутренней корреспонденции членов крайне правой «Национал-демократической партии Германии» (NPD) были анонимно переданы в немецкие издания Spiegel и taz. Опубликованные выдержки из этих писем крайне любопытны, и как оказалось, партия испытывает подчас комические затруднения.
Например, в декабре 2010-го Янус Новак (Janus Nowak) из Боблингена (Boblingen) в Баден-Вюртемберге в письме с заголовком «ТРЕВОГА» (а использование прописных букв в электронной переписке приравнивается к крику) жалуется, что, несмотря на многомесячные попытки, сторонникам партии не удаётся собрать к выборам необходимое количество подписей, потому что «в день едва удаётся получить хоть одну подпись». Чтобы увеличить эффективность подчинённых, Новак дал им инструкцию, по которой следует подходить к прохожим с заготовленной фразой: «Привет! Я не собираюсь вам ничего продавать, ни пылесоса, ни стиральной машины, ни чего-либо ещё».
Если после этой фразы прохожий останавливается, всё остальное следует ему говорить, «глядя в глаза, а не в папку с документами», и избегать «сложных фраз». Заканчивается инструкция советом «не разглагольствовать» и говорить «спасибо».
Всего партии надо собрать хотя бы 150 подписей в каждом избирательном округе Баден-Вюртемберга, чтобы принять участие в земельных выборах 27 марта, и первоначально положение дел было таким безнадёжным, что Новак даже подумывал пригласить для сбора подписей «гения организации» из членов НДПГ в городке Фёльклинген (Vlklingen) из соседней земли Саар, но тот выдвинул чрезмерные требования: «Тысячу евро в неделю, еду, дополнительных помощников, информационные киоски и жильё».
В свете предвыборных трудностей Рудольф Шютцингер (Rudolf Schtzinger), член исполнительного комитета НДПГ в Баден-Вюртемберге, предложил в качестве поощрения платить сборщику подписей один евро за приемлемую, но не заверенную подпись и два евро – за заверенную.
Была у Шютцингера интересная идея и относительно привлечения денежных средств. Он придумал, что в случае, если партия наберёт на выборах больше одного процента голосов, все, кто жертвовал деньги на её предвыборную кампанию, получат «полностью свои средства обратно в течение определённого срока и ещё тридцать процентов сверху». А если партия наберёт меньше одного процента, то жертвователи получат половину своих денег обратно и ещё смогут списать пожертвования с налогов. По мнению Шютцингера, такая схема поможет привлечь деньги «азартных игроков» из числа сторонников НДПГ. Но поскольку возникли сомнения в законности подобной схемы, идея была отвергнута.
Денежные проблемы испытывает НДПГ и накануне выборов в Саксонии-Анхальт. Здесь она планирует преодолеть пятипроцентный барьер и войти в земельный парламент. Чтобы материально поддержать избирательную кампанию, партия обратилась за помощью к заместителю главы НДПГ в Мекленбурге-Передней Померании Удо Пастёрсу (Udo Pastrs), но тот согласился выдать кредит на 25 000 евро из собственных средств только под 3,5% годовых и в качестве гаранта возврата денег потребовал, чтобы поручителем выступил федеральный лидер партии Удо Фойгт (Udo Voigt). При этом Пастёрс считается одним из самых обеспеченных членов НДПГ, и от него меньше всего ожидали такой скупости.
Финансовые затруднения связаны и с расточительством отдельных лидеров партии. Так, основной кандидат от НДПГ на выборах в Саксонии-Анхальт Маттиас Хайдер (Matthias Heyder) планировал снять масштабный предвыборный фильм, в котором бы он в сопровождении прессы летал на самолёте с одной встречи на другую и где бы его каждый раз пышно встречали в аэропорту.
Помимо кинематографических планов, любопытны рассуждения Хайдера о предвыборной открытке, на которой НДПГ требует бесплатные обеды для школьников под девизом «Ни один немецкий ребёнок не должен голодать». На указания однопартийца, что фраза звучит старомодно, Хайдер возразил, что он как раз-таки придаёт особое значение «жаргону тридцатых годов». Кроме того, без этого девиза открытка не будет правильно понята: «Итак, „аризируйте“ открытку, иначе сложится впечатление, что мы требуем бутербродов для детей нигеров».
Вызвал внутрипартийную дискуссию и предвыборный плакат с «криминальным иностранцем», сжимающим пистолет. Председатель фракции НДПГ в земельном парламенте Саксонии Хольгер Апфель (Holger Apfel) предложил в электронном письме, чтобы вместо одного на плакате изобразили «целую орду мерзко выглядящих иностранцев».
Иногда претензии однопартийцев друг к другу комичны. Так, член НДПГ из Гамбурга возмутился, почему у кандидата от партии на выборах в Саксонии-Анхальт одна из подружек на Facebook «негритоска».
Ну а самый курьёзный эпизод во всей корреспонденции НДПГ связан с тем, что члены партии незаконно копировали и распространяли книгу Тило Саррацина (Thilo Sarrazin) «Германия самоликвидируется» («Deutschland schafft sich ab»). Книгу в качестве приложения к электронному письму с пожеланием «приятного чтения» рассылал функционер НДПГ из Дюссельдорфа. Теперь в Северном Рейне-Вестфалии партии грозит судебный процесс. В свою очередь, НДПГ грозит опубликовавшим переписку газетам судебным процессом. Однако в 2008 году, когда впервые была опубликована корреспонденция лидеров партии, суд счёл, что общественные интересы в данном случае важнее тайны переписки, и отклонил иск НДПГ.
Сергей Токарев
«Русская» Германия