Речь пойдет о беспомощных Запорожских властях и китайских инвесторах как приговор доморощенным олигархам к их недееспособности реанимировать украинскую экономику.
От Запорожья до Степногорска около 30 минут езды на машине. Свернув с основной трассы в сторону Степногорска, поток машин резко уменьшился до нуля. В городе нет машин, да и людей почти нет.
Центр Степногорска представляет собой пару киосков и магазинчиков. Город оставляет после себя гнетущее впечатление: не знаю, как люди там могут жить, чем заниматься. Но главное, в атмосфере руин и “брошенности” настроение живущих в нем, наверное, редко сменяется на радостное… Степногорск – что-то типа украинского “зомбилэнд».
Так мог описать увиденное случайно попавший в эту местность путешественник или журналист. Мы же имеем другую цель повествования, хотя со своей стороны отметим, что действительно город возникший благодаря началу разработки Великотокмакского месторождения марганцевых руд и созданного на этой базе Таврического горно-обогатительного комбината. А также, благополучно умерший при прекращении комбинатом своей деятельности в середине 90-х годов прошлого века.
Сегодня, как видно из сводок запестревших в СМИ, представители запорожской власти начали переговоры с китайскими инвесторами о добыче марганцевой руды неподалеку от Степногорска. Об этом, во время рабочей поездки губернатора Бориса Петрова в Васильевский район сообщил глава райгосадминистрации Сергей Грачев.
По его словам, ни в областном, ни в районном бюджетах нет средств на строительство газо- и водопроводов в Степногорске. Поэтому для решения проблем города-призрака необходимо привлекать инвесторов.
Грачев отметил, что сегодня ведутся переговоры с китайскими инвесторами – они проявили интерес к месторождению марганцевой руды, которое находится возле Степногорска. Если с китайцами удастся договориться, они получат право разработки месторождения, а взамен проведут в город воду и газ. На строительство элементарных «благ цивилизации» необходимо потратить 8 и 35 миллионов гривен соответственно. Много это или мало, понять сие можно только в том случае, если подойти к проблеме системно, по государственному, расчитывая на перспективу, на что чиновники наши совершенно не способны.
Проблема же возникла не сегодня и даже не вчера, да и переговоры с китайцами готовились еще, как минимум, три года назад. В то время на месте нынешнего губернатора Петрова был и.о. губернатора Запорожской области Валерий Черкаска. Он говорил: «Я, как человек, возглавлявший Васильевский район на протяжении года, знаю проблемы Степногорска досконально. И могу утверждать, что если не запустить производство, городу ничего не поможет. Степногорск задумывался как город-спутник ГОКу. Необходимо запустить производство» И далее: «У меня планируется визит в Китай. Там есть инвесторы, заинтересованные в инвестициях в данную территорию, — сообщал и.о. губернатора. — 2008 год не будет годом бумажных программ. Мы будем серьезно работать». Сегодня в Степногорске проживает 2,5 тыс. человек.
Но господина Черкаску с его «подходом к делу» мы прекрасно знаем, как в принципе знаем и деловые качества нынешнего главы райгосадминистрации Сергея Грачева. Речь о другом, Степногорск начал строиться в 1982 году, когда на базе Великотокмакского месторождения марганцевых руд был создан Таврический горно-обогатительный комбинат. Этого города не было бы, если не существовало бы месторождения. Парадокс, теперь, нужно отдать полезные ископаемые, ради того чтобы «запустить» опустевший город? И это еще не вопрос, а будут ли там жить только украинцы? Даже не вооруженным взглядом видно, и это очевидно, – сделка неравноценна. Хотя нас раньше учили, что наибольшая ценность, это люди, их благосостояние. Как бы это не комично выглядело сейчас, при введении в жизнь реформ, направленных далеко не на улучшение благосостояния украинцев, но именно, якобы, заботой о городе, приобретшем славу города-призрака, и пекутся запорожские власти.
Напомним, что балансовые запасы только одной законсервированной шахты по оценкам специалистов составляли около 100 млн. тонн, а промышленные запасы руды в контуре шахтного поля — 55-57 млн. тонн. А их планировалось Госпланом СССР целых шесть на территории ГОКа. Не говоря о том, что при том же Черкасске, областные власти решали вплотную заняться проблемами Степногорска. Тогда Запорожский областной совет решал создать коммунальное предприятие “Степногорский горно-обогатительный комбинат” в Степногорске Васильевского района. Об этом говорилось в решении облсовета. Согласно решению, в уставной фонд КП вносилось 500 тыс. гривен из средств бюджета развития облсовета. Согласно пояснительной записке, предприятие намеревалось возобновить добычу марганцевой руды путем привлечения инвестиций от частных структур. Тогда же им заинтересовался Виталий Гайдук, а точнее Елена Гайдук, его жена.
Напомним еще раз, в канун распада СССР на базе Великотокмакского месторождения марганцевых руд был создан Таврический ГОК (ТГОК), единственная опытно промышленная шахта №1 которого была законсервирована в середине 90-х по решению Министерства промышленности в связи с ее нерентабельностью. В 1997 году Минпром создал Степногорское государственное предприятие (ГП) “Стептехсервис”, на баланс которого было передано имущество, здания и сооружения бывшего ТГОКа. Позднее “Стептехсервис” был преобразован из ГП в ЗАО, учредителями которого выступили Фонд госимущества (ФГИ, 48,75%) и ЗАО “Визави” (Донецк). Размер уставного капитала ЗАО — 8 млн грн.