Уже несколько месяцев в 12 городах Литвы проходит выставка под открытым небом старых литовских плакатов 1930-х годов. Большинство из них — спортивной, патриотической и социальной тематики. Например, об опасности алкоголя, с призывами высаживать в стране деревья, посвященные семейным ценностям и т.п. Для экспозиции было отобрано всего 16 разных плакатов до 1940 года. Тем страннее выглядит выбор организаторов выставки плаката под названием «Идем к светлому будущему». В редакцию ИА REGNUM сегодня, 22 сентября, поступило письмо от жителя третьего по величине города Литвы — портовой Клайпеды.

«У нас на остановках развесили репродукции старых плакатов времен Литвы 30-х годов. Внимательно рассмотрел один. Борьба светлых сил с темными за людей Литвы. Светлые зовут в библиотеку, школу и на фабрику. Темные тянут в ресторан, клуб и в водку (так на плакате). Внимательно вгляделся в темных — а они в шляпах и с пейсами. Тогда прямо говорили, кто враги литовского народа и это закончилось каунасской резней. Видимо решили напомнить Литве ее врагов, раз снова вывесили эту мерзость. Прилагаю фотографии сделанные мной 3 часа назад. Это остановка в районе рыбпорта», — пишет читатель, который к своему письму прикрепил снимки. На плакате, среди «темных сил» действительно на первом плане (смотрите левый нижний угол) изображен старец в шляпе и с пейсами. Остальные «темные» менее очевидны.

Стоит отметить, что в тот период в Литве действительно были сильны антисемитские настроения. Соответственно, агитпроп был таким же. Известный факт, что еще до прихода нацистов в Литву местные жители, подпитываемые, в том числе и подобными плакатами, истребили большинство еврейского населения Литвы. Правда, сейчас официальные власти пытаются представить это как последствие нацистской оккупации. Точно также пытаются представить и вопрос отобранного в свое время еврейского имущества в Литве. Литовские официальные власти прямо говорят, что это последствие уже «советской оккупации», хотя в наши дни Литва не спешит вернуть немногочисленным оставшимся в живых родственникам литовских евреев их имущество. По большому счету, такая позиция понятна — пришлось бы вернуть едва ли не весь Вильнюс, который в начале прошлого века был практически полностью еврейским городом и среди евреев назывался «Северным Иерусалимом».

Появление антисемитских плакатов 30-х годов также можно связывать с общим ростом национализма и ксенофобии в современной Литве. Несмотря на официальные заявления литовских властей, которые всячески поднимают тему «болезненного прошлого» (этот год в Литве даже объявлен годом памяти жертв Холокоста, а заседание Сейма Литвы сегодня, 22 сентября, началось с минуты молчания в память о жертв среди литовских евреев) различные антисемитские вылазки националистов не только не пресекаются, но даже поддерживаются.

Так, например, этим летом в Литве был организован лагерь бритоголовых под девизом «Ačiū Dievui, kad gimiau BALTAS!», который можно перевести двумя способами: «Слава Богу, что родился белым» или «Слава Богу, что родился балтом». Литовский Народный молодежный союз, который и организовал лагерь, прославился тем, что каждый год в день независимости устраивает шествие бритоголовых в центре Вильнюса с выкриками «Литва — литовцам», а несколько лет назад — с лозунгами «Хороша Литва без русских», «Убейте этого жиденка» и «Juden raus» («Евреи — вон»). Позже выяснилось, что деятельность этой организации частично финансируют структуры, подконтрольные правительству Литвы. К тому же, часть неонацистов оказалось служащими литовской армии.

Кроме того, в Литве с пугающей регулярностью оскверняются еврейские святыни, на синагогах появляются фашистские свастики, на день рождения Адольфа Гитлера в разных городах вывешивают фашистский флаг и т.п. Даже отрубленную голову свиньи подбрасывали к каунасской синагоге, а каунасский 9 форт, место массовой гибели литовских евреев, разрисовывали свастиками.

Ради справедливости стоит заметить, что в Литве всячески хвалят и даже награждают людей, которые во времена Холокоста спасали евреев, однако такие почести на фоне общего роста национализма и отсутствия отпора со стороны властей выглядят несколько картинно.